Надежда Повалихина
Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста
Проектная деятельность с детьми средней группы «Четыре художника или смена времен года»
Возраст детей: 4 – 5 лет (средняя группа)
Срок реализации: 3 месяца
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: педагоги группы, дети средней группы, музыкальный руководитель, родители.
Публикация «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность: Все дети от природы любознательны, круг их интересов очень широкий. Но в современном мире ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой для ребенка. Родители детей так же мало уделяют внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы, не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.
Цель:
Формирование экологической культуры детей, развитие экологического сознания и мышления детей, воспитание гуманного бережного отношения к миру природы.
Задачи
1. Формировать у дошкольников представление о понятии живой и неживой природы, о временах года, о сезонных изменениях в природе.
2. Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе.
3. Развивать умение замечать красоту природных явлений, переживать радость от общения с нею, воспитывать благодарное чувство к природе.
4. Воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии, изобразительного искусства.
Задачи проекта по образовательным областям:
Познавательное и речевое развитие: формирование у детей целостного представления о временах года, их последовательности, развивать умение различать времена года по их характерным признакам.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие творческих способностей каждого ребенка с помощью формирования у детей практических навыков в развитии связной речи.
Художественно-эстетическое развитие: развитие эстетического восприятия образа природы в разное время года и умение передавать увиденное в рисунках, поделках; формирование навыков более точного выполнения танцевальных движений, передающих характер изображаемых образов.
Физическое развитие: накопление и обогащение двигательного опыта детей, соблюдение элементарных правил поведения при контакте с водой.
Ожидаемый результат
1. Сформировать у детей представления о временах года.
2. Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и безопасному отношению к ним.
3. Повысить уровень экологической воспитанности родителей.
Этапы проекта
Подготовительный
- Взаимодействие с детьми и их родителями;
- выбор темы проекта;
- постановка целей, задач;
- определение методов;
- выбор оборудования и материалов;
- создание условий для организации «экологического пространства в помещении группы.
Основной
- В процессе непрерывной образовательной деятельности, в режим- ных моментах и в процессе игровой деятель ности содействие накоплению знаний о временах года.
- активное участие роди телей в реализации проета.
Итоговый
- Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ;
- закрепление полученных знаний;
- формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Образовательная ситуации на игровой основе
«Путешествие в осеннюю и весеннюю сказку»
«Веселый огород» (с элементами театрализованной деятельности)
«Зимняя сказка»
«К нам весна шагает быстрыми шагами»
«Четверо художников»
2. Дидактические игры:
«Чудо дерево»
«Путешествие по временам года»
«Гном идет купаться»
«Лягушки-попрыгушки»
«Я считаю до пяти»
«Помоги художнику»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Сюжетно-ролевые игры
Создавая игровые проблемные ситуации, мы побуждали детей использовать приобретенные знания и применять их в разрешении проблемы, а затем закреплять через сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей»
«Магазин цветов»
2. На прогулке
Рассматривали красоту осенних листьев, плодов и осенних цветов.
Рассматривали гусенечку, уж очень красивой она оказалась.
Рассматривали снежинки, лепили снежки и снеговиков.
Утепляли корни кустов.
Стряхивали снег с веток елочки, чтобы не ломались ветки.
Рассматривали и выясняли чем пахнут почки.
Любовались первой зеленой травкой.
Рассматривали ствол клена, мох на стволе.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Образовательные ситуации на игровой основе :
«Путешествие в зимний лес»
«Пальчик, пальчик, где ты был?»
«За рифмами в лес»
«О чем плачет синичка»
«Песня о весне»
Мини-занятие «Как появляется лягушка»
2. Куклы бибабо, персонажи настольного и пальчикового театров, персонажи для работы на фланелеграфе для обыгрывания знакомых сказок.
Пальчиковый театр «Лиса и заяц»
Театр картинок «Под грибком»
Театр варежек «Снегурочка»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Чтение художественной литературы
В. Бианки «Паучок-пилот»
Э. Успенский «Как растили капусту
Г. Скребицкий «Лесной голосок»
Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?»
Я. Аким «Первый снег»
Э. Успенский «Проказы старухи зимы»
В. Калинин «Про снежный колобок»
В. Чарушин «Что за зверь»
Н. Рубцов «Ворон», «Покормите птиц зимой»
Л. Толстой «Пришла весна»
Г. Скребицкий «На лесной полянке»
В. Бианки «Подснежник»
К. Ушинский «Четыре желания», «Пчелки на разведках»
Г. Скребицкий «Четыре художника»
Большая поэзия для маленьких «Времена года»
Рассматривание репродукций знаменитых художников И. Шишкина, К. Юона, И. Левитана, А. Саврасова о природе в разное время года
Продуктивная деятельность
Интегрированное занятие «Морозные узоры на стекле» под музыку П. Чайковского из цикла «Времена года» («Декабрь»)
Коллективная работа «Музыка капели» (рисование +аппликация)
Аппликация «Спит медведь в своей берлоге»
Рисование +аппликация ватными дисками «Снежная крепость»
Лепка (пластинография) «Кого разбудило солнышко?»
Рисование «Божья коровка»
Образовательная область «Физическое развитие»
Сюжетно-игровое занятие «Как Физкультурик спешил на помощь к Снеговику»
Игровое занятие «Зимушка-зима – спортивная пора»
Игровое занятие «Весеннее настроение»
Комплексное занятие «Перелетные птицы»
Подвижные игры
«Льдинки, сосульки, снежинки»
«Солнышко и дождик»
«Лягушата»
«Скворечник»
Изготовлены игры:
«Времена года»
«Лягушки-попрыгушки»
«Гном идет купаться»
«Чудо-дерево»
«Путешествие по временам года»
«За рифмами в лес»
Были изготовлены альбомы:
«Четыре художника» (зима)
«Четыре художника» (весна)
«Четыре художника» (лето)
«Четыре художника (осень
«Четыре художника» (в Санкт-Пб)
В группе имеются изготовленные нами различные календари наблюдений
Изготовлено многофункциональное пособие.
С его помощью легко смоделировать любое время года, можно использовать при рассмотрении времен года в дидактических играх «Что лишнее?», «Что перепутал художник?», в сюжетно-ролевых и театрализованных играх.
Провели итоговое занятие-праздник
«Четыре сестрицы – четыре времени года»
Подготовлена информация для родителей.
Итоговый мониторинг
Способы и формы оценки:
наблюдение за детьми;
анкетирование родителей;
беседы с детьми по вопросам;
В результате нами было выявлено, что у большинства детей группы
сформировались представления о том, что:
- неживая природа – среда растений, животных, человека;
- существувет четыре сезона – осень, зима, весна, лето; они следуют строго одно за другим;
- каждое время года прекрасно, природу надо беречь.
Используемая литература
1. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей в средней группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие» - Воронеж 2015
2. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей средней группы детского сада. Образовательная область «Познавательное развитие» - Воронеж 2015
3. Аджи А. В., Кудимова Н. П. Открытые мероприятия для детей средней группы Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Воронеж 2014
4. Анферова В. И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 4-5 лет Москва 2012
5. Бабенко Е. А., Параничева Т. М. Подвижные игры на прогулке
Москва 2015
6. Е. Ф. Желобкович Физкультурные занятия в детском саду средняя группа Москва 2015
7. Варушева Л. Н. Познавательные сказки для детей 3-7 лет. Москва 2011
8. Л. И. Мосягина Экологическое воспитание для детей среднего возраста Санкт- Петербург 2016
9. В. В. Смирнова, Н. И. Балуева, Г. М. Парфенова Тропинка в природу Санкт-Петербург 2006
9. Шорыгина Т. А. Безопасные сказки Москва 2013
9. Юрченко О. Игры и сказки для развития речи: «100 и 1 игра для развития ребенка Санкт-Петербург 2011