Екатерина Недилько
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мультимедиа
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность опыта
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком вырастают в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Именно поэтому меня заинтересовал процесс экологического воспитания дошкольников.
Темочки:
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Но современное общество предъявляет ко всем его членам новые требования. Наука шагает вперёд, а дети наши рождаются и живут в условиях, где в доме уже есть и компьютер, и много других технических средств для развития ребенка, и поэтому воспитатель должен быть компетентным в использовании современных технических средств обучения. Я с удовольствием освоила и продолжаю осваивать разнообразные возможности компьютера. Ведь в последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в образовательном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала детьми. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.
И поэтому предметом моего опыта работы стал вопрос исследования взаимосвязи занятий и использование в работе мультимедийные технологии в ходе экологического воспитания дошкольников.
Цель, поставленная мною, такова: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий с использованием мультимедиа-средств на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Гипотеза, выдвинутая мною: использование средств мультимедиа выводит уровень усвоения экологических знаний дошкольниками на более высокий уровень.
2. Задачи, выдвинутые для решения работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников.
2.1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
2.2. Разработать комплекс мероприятий с использованием мультимедийных средств с целью повышения уровня экологического воспитания старших дошкольников.
2.3. Выявить уровень экологического воспитания старших дошкольников.
2.4. Выявить эффективность влияния средств мультимедиа на формирование экологических представлений у старших дошкольников.
3. Педагогические средства, используемы в опыте;
форма проведения : занятия, экскурсии, экологические досуги и развлечения, работа с родителями;
формы организации : фронтальные, подгрупповые, индивидуальные;
методы, используемые при проведении опыта:
- теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.
- наглядные: использование мультимедийных средств : просмотры DVD-фильмов, слайдов.
- словесные: беседа, чтение детской литературы, рассказывание
- практические: проведение опытов, наблюдений
4. Технология описания опыта.
Прежде чем приступить к непосредственному формированию экологических представлений с использованием мультимедийных средств у детей старшего дошкольного возраста, я приступила к изучению научно-методической и психолого-педагогической литературы. Изучив данное направление, я пришла к выводу, что в этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
В дошкольной педагогике проводились исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов : углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников.
Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников : (программа А. Вересова "Мы земляне", программа Е. Рылеевой "Открой себя).
Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру (программа Т. А. Копцевой "Природа и художник»). Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы (программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, С. Н. Николаева «Юный эколог»).
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
Закончив с изучением научно-методической и психолого-педагогической литературы, я приступила к разработке комплекса мероприятий по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников мультимедийными средствами. Туда вошли цикл занятий (см. Приложение №1, картотека мультимедйных средств CD-, DVD-дисков. (см. Приложение № 2)
Так же для реализации поставленной цели – выявление эффективности применения комплекса мероприятий с использованием мультимедийных средств для повышения уровня экологического воспитания старших дошкольников в своей группе я дополнила экологическую зону изготовленными мною макетами «Животные средней полосы России», «Деревенский дворик», дидактическими играми изготовленными собственными руками «Превращения листочка», «Солнышко», а также «Познаем животный мир природы», «Познаем растительный мир природы», лото «Животные планеты», лото «Зоопарк» и т. д., а также различными энциклопедиями и детскими журналами, в которых содержатся статьи о разнообразии флоры и фауны нашей планеты (см. Приложение № 3)
Так же я создавала эмоционально-психологические условия, когда у ребенка формируется чувство свободы и раскованности за счет моей поддержки в его самостоятельной деятельности.
Далее я приступила к реализации следующей поставленной задачей, а именно, выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей. Я определила критерии сформированности экологических знаний :
1) знания о мире животных; 2) знания о растительном мире; 3) знания о неживой природе; 4) знания о временах года.
Определившись с критериями, я приступила непосредственно к диагностике уровня сформированности экологических представлений детей экспериментальной и контрольной групп. (Подробное описание контрольных вопросов и оценок результатов см. в Приложении № 4). Данные показали, что в среднем по результатам опроса уровень сформированности детей обеих групп примерно одинаков. Разница в баллах между показателями групп составила 0,1 – 0,5 балла.
В экспериментальной группе определилось 2 детей с низким уровнем, 6 детей со средним, и 2 детей с высоким уровнем сформированности экологических представлений.
В контрольной группе 3 детей с низким, 5 – со средним, 2 – с высоким уровнем сформированности экологических представлений.
Показатели сформированности экологических представлений на начало эксперимента у детей в экспериментальной группе. Показатели сформированности экологических представлений на начало эксперимента у детей контрольной группы
где Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень сформированности экологических представлений.
Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:
1. В ходе формирования экологических представлений мною была учтена разница в уровнях сформированности экологических знаний и экологического отношения к миру природы у отдельных дошкольников экспериментальной группы: 20% из них показали высокий, а 20% - низкий уровень, причем Артур З. показал высокий, а Галя Ф. - низкий уровень во всех 5 заданиях. Следовательно, к этим дошкольникам был особенно необходим индивидуальный подход.
2. При составлении комплекса занятий в ДОУ и самостоятельной деятельности дошкольников учитывались результаты по каждому из 5 заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех экологических знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения - знания о животном (средний балл 9,5) и растительном (8,6) мире, отношению к миру природы (9,4).
После проведения диагностики началась кропотливая работа по накоплению у детей экологических представлений с использованием мультимедийных средств.
При разработке комплекса мероприятий с использованием мультимедийных средств я опиралась на программу О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» и методические рекомендации Т. В. Хабаровой и Н. В. Шафигуллиной «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».
На основании перечисленных выше источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, мною была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам с применением мультимедийных средств.
Применение информационно-компьютерных технологий открывает для воспитателя новые возможности в проведии любых занятий. Классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют детям углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Использование современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества.
В своей работе я использую такие элементы ИКТ, как электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника.
Планируя занятие с применением новых информационных технологий, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми: 1. четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в образовательном процессе; 2. уточняю, где и когда будут использоваться информационные технологии на занятии в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
3. согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения; 4. учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
5. анализирую и обсуждаю с группой фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
Мультимедийные средства используются мною на разных этапах занятия. Так, например:
1. Во вступительной части занятия воспитанникам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с изображением, указывающим на тему занятия.
2. Мотивационно – познавательная деятельность формирует заинтересованность дошкольника в восприятии информации, которая будет рассказана на занятии.
При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются мои слова, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.
3. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: услышанного на занятии, узнанного при работе с родителями, на практическом занятии.
4. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце занятия я делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.
Работая с детьми, по теме "Экологическое воспитание", я старалась научить каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Я не оставила без внимания и работу с родителями. В начале я провела анкетирование родителей по теме "Экологическое воспитание детей", (см. Приложение №6, которое дало мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками. Также я смогла обозначит проблемы, требующие педагогической помощи.
Исходя из полученных данных, я подготовила консультации для родителей «Компьютер в жизни ребенка-дошкольника», «Использование ИКТ экологической направленности в семье».
После всей проделанной работы мною была проведена диагностика, целью которой стала проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий с использованием мультимедийных средств для повышения уровня экологического воспитания старших дошкольников.
Диагностирование проводилось с дошкольниками экспериментальной и контрольной групп.
Для определения эффективности проделанной работы, мною был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
Результаты представлены на рис. 2
Рис. 2
Результаты диагностики уровня сформированности экологических представлений у дошкольников экспериментальной группы на окончание эксперимента
Результаты диагностики уровня сформированности экологических представлений у дошкольников контрольной группы на окончание эксперимента
Качественные изменения сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 7. (см. Приложение № 2)
Анализ результатов диагностики уровня сформированности экологических представлений старших школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:
1. Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем пяти показателям - и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы.
2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний и, за исключением Гали Ф., средний уровень экологически правильного отношения к миру природы.
3. Данные табл. 7 (приложение № 2) показывают, что в результате проведенного нами формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы, во-первых, стали менее "разбросаны", во-вторых, улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.
Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые я с удовольствием отвечаю. Знания, полученные на занятиях, дети "проверяют" в самостоятельной деятельности за компьютером дома. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.