Алина Базылбекова
Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольной педагогике будет всегда актуальна, т. к. процесс социализации дошкольников осуществляется на фоне межкультурного, возрастного, психо-эмоционального взаимодействия. Социализация и коммуникация - два взаимосвязанных процесса, осуществляемых в нашем обществе. Именно поэтому во ФГОС ДО они объединены в одну образовательную область «Социально – коммуникативное развитие» [2].
Публикация «Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах
Социально-коммуникативное развитие ребенка – сложный и многоплановый процесс, в основе которого лежат усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в современном обществе, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками [1, с. 224].
Если в возрасте 3-4 лет дошкольники изредка обращаются к сверстникам для разрешения того или иного вопроса, то к 4-5 годам с развитием игровых навыков у детей формируется умение осуществлять ролевое взаимодействие, у них развиваются волевые качества, лидерство, умение организовывать сверстников в игре. В первом случае педагог должен использовать интересный и увлекательный литературно – художественный материал, игры-драматизации, во втором, - воспитатель должен предоставить каждому ребёнку возможность попробовать себя в роли лидера; учить детей избегать конфликтных ситуаций в самой игре, разыгрывать ситуации, возникающие в обыденной жизни.
В возрасте 5-6 лет дети стремятся воспроизвести отношения взрослых, что в свою очередь рождает у них потребность в партнёрском взаимодействии. Большая роль в приобретении опыта взаимоотношений отводится наблюдениям и экскурсиям, где дети сами видят, как окружающие их люди общаются друг с другом, какие у них интересы, профессиональные обязанности. В 6-7 лет немаловажное значение в формировании взаимоотношений придается игре в школу. Педагог как бы плавно подготавливает дошкольника к не менее интересному и сложному этапу в его жизни. Дети этого возраста не просто сравнивают и узнают различные эмоциональные состояния, но и сами проявляют их так, чтобы они были понятны другим людям. К примеру, можно выразить свои эмоции при помощи жестов, мимики, пантомимы. При этом педагог должен наблюдать как дети находят выход из разнообразных ситуаций.
Литература
1. Маханева М. Д., Ушакова-Славолюбова О. А. Мы вместе: Социально – коммуникативное развитие дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 224 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] URL : https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html ( дата обращения: 20.02.2019).