Ольга Разова
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (части суток)
▼ Скачать + Заказать документы
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Публикация «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (части суток)» размещена в разделах
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направле-нии — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени й просят : «Если время есть, покажи мне его».
Как же ребенку показать время?
Детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.
Продолжительность одного оборота Земного шара вокруг своей оси равна Суткам
Это первая естественная единица измерения времени.
Сутки принято делить на четыре части : утро, день, вечер, ночь.
При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. В 3 – 4 года начинать с различения отдельных частей суток, а в 4 – 5 лет на этой основе показать последовательность, сменяемость частей суток и суток в целом (одни сутки сменяют другие, и наступает новый день).
Для распознавания частей суток обращается внимание на положение солнца в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток. Так, можно обратить внимание ребенка на преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время. В таком цветном знаке можно отразить существенные признаки каждой из частей суток, связанные с различным положением солнца и степенью осве-щенности земной поверхности. Обобщенные знаки могут служить наглядным материалом как для распознавания частей суток, так и для установления последовательности между ними, помогут детям составить представление о продолжительности суток.
Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким-либо конкретным; признакам. Но эти конкретные: признаки («Утро — когда светло и Дети идут в детский сад», «Ночь — когда темно, дети и взрослые спят») нестабильные, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места. Важен при определении частей суток и индивидуальный опыт ребенка. Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность.
Знакомство детей с временным вопросом «когда?» и закрепление их умений определять части суток можно в играх по картинкам. Детям показать картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток (иногда использовали картинки сказочного содержания, связанные с деятельностью сказочных персонажей в различные части суток, спросить: «Когда это бывает?» В следующий раз предложить выбрать из нескольких те картинки, на которых нарисовано то, что бывает в какой-либо один период суток (утром, днем, вечером, ночью).
Например, в игре «Назови пропущенное слово» можно сказать предложение, пропуская название частей суток : «Мы завтракаем утром, а обедаем —. ?»
Так же можно играть в игры-путешествия в утро, день, вечер, ночь. Начинали игру такими словами: «Мы как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает утром (днем, вечером?» В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий.
После того, как ребенок научился определять части суток, прежде всего он следует традиционной цепочке слов — утро, день, вечер и ночь — при определении после-довательности частей суток, и точкой отсчета является утро. Поэтому далее учим ребенка устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчета. Например, после выяснения, что бывает днем, спрашиваем: «Что наступит после дня? Что делают люди вечером? Кончился вечер. Что наступит после вечера?»
И когда у детей уже сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки».
Слово «сутки» должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей — день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь осознать ребенку, что день, вечер, ночь и утро—это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить начиная с любой из них.
Для закрепления этих понятий можно поиграть в игры, например «Назови соседей» : «Назови соседей утра.» (у части суток — утра соседи — ночь и день, потому что до утра — ночь, а после утра наступает день). «Назови соседей ночи».
Для закрепления понятия о сутках и о последовательности частей суток необходимо задавать ребенку такие вопросы: «Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают еще? Что наступает после вечера? Как ты узнаешь, что наступила ночь? Назови все части суток, начиная с дня». И т. п.
Все эти приемы позволяют показать ребенку последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.