МААМ-картинки

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (части суток)

Ольга Разова
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (части суток)
▼ Скачать

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Публикация «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (части суток)» размещена в разделах

Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направле-нии — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени й просят : «Если время есть, покажи мне его».

Как же ребенку показать время?

Детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.

Продолжительность одного оборота Земного шара вокруг своей оси равна Суткам

Это первая естественная единица измерения времени.

Сутки принято делить на четыре части : утро, день, вечер, ночь.

При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. В 3 – 4 года начинать с различения отдельных частей суток, а в 4 – 5 лет на этой основе показать последовательность, сменяемость частей суток и суток в целом (одни сутки сменяют другие, и наступает новый день).

Для распознавания частей суток обращается внимание на положение солнца в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток. Так, можно обратить внимание ребенка на преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время. В таком цветном знаке можно отразить существенные признаки каждой из частей суток, связанные с различным положением солнца и степенью осве-щенности земной поверхности. Обобщенные знаки могут служить наглядным материалом как для распознавания частей суток, так и для установления последовательности между ними, помогут детям составить представление о продолжительности суток.

Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким-либо конкретным; признакам. Но эти конкретные: признаки («Утро — когда светло и Дети идут в детский сад», «Ночь — когда темно, дети и взрослые спят») нестабильные, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места. Важен при определении частей суток и индивидуальный опыт ребенка. Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность.

Знакомство детей с временным вопросом «когда?» и закрепление их умений определять части суток можно в играх по картинкам. Детям показать картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток (иногда использовали картинки сказочного содержания, связанные с деятельностью сказочных персонажей в различные части суток, спросить: «Когда это бывает?» В следующий раз предложить выбрать из нескольких те картинки, на которых нарисовано то, что бывает в какой-либо один период суток (утром, днем, вечером, ночью).

Например, в игре «Назови пропущенное слово» можно сказать предложение, пропуская название частей суток : «Мы завтракаем утром, а обедаем —. ?»

Так же можно играть в игры-путешествия в утро, день, вечер, ночь. Начинали игру такими словами: «Мы как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает утром (днем, вечером?» В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий.

После того, как ребенок научился определять части суток, прежде всего он следует традиционной цепочке слов — утро, день, вечер и ночь — при определении после-довательности частей суток, и точкой отсчета является утро. Поэтому далее учим ребенка устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчета. Например, после выяснения, что бывает днем, спрашиваем: «Что наступит после дня? Что делают люди вечером? Кончился вечер. Что наступит после вечера?»

И когда у детей уже сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки».

Слово «сутки» должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей — день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь осознать ребенку, что день, вечер, ночь и утро—это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить начиная с любой из них.

Для закрепления этих понятий можно поиграть в игры, например «Назови соседей» : «Назови соседей утра.»части суток — утра соседи — ночь и день, потому что до утра — ночь, а после утра наступает день). «Назови соседей ночи».

Для закрепления понятия о сутках и о последовательности частей суток необходимо задавать ребенку такие вопросы: «Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают еще? Что наступает после вечера? Как ты узнаешь, что наступила ночь? Назови все части суток, начиная с дня». И т. п.

Все эти приемы позволяют показать ребенку последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Дидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Дошкольники испытывают трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его необратимостью,.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

НОД по формированию представлений детей о частях суток «День — ночь» Цель: Дать представление о частях суток (день, ночь). Материал: Глобус, настольная лампа, игрушка (зайчик) Предварительная работа: Знакомство.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (части суток)
Опубликовано: 28 февраля 2022 в 13:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (части суток)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Разова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД