Савченко
Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения
Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения
Автор: Савченко Динара Эльфировна
учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №"32"
Башкортостан г. Уфа
Речевое дыхание- это основа звучащей речи, образования звуков и голоса. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10-ти годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимым условием для постановки звуков. Логопед начинает работу по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Публикация «Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Основные направления воздушной струи :
Воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для большинства звуков : губно-зубных, заднеязычных, переднеязычных и свистящих.
Воздушная струя направлена на кончик языка- это характерно для произнесения шипящих звуков и вибранов.
Важно сформировать у ребенка сильный плавный ротовой выдох. При этом нужно научить ребенка контролировать выдох, расходовать воздух экономно.
Параметры правильного речевого выдоха:
1) выдоху предшествует сильный вдох через нос - нужно набрать полную грудь воздуха.
2) выдох происходит плавно, медленно, равномерно, а не толчками;
3) во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,не надувать щеки.
3) во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос.
4)выдыхать следует, пока не закончится воздух;
5) во время разговора нельзя добирать воздух при помощи коротких вдохов.
Попросите ребенка подуть сквозь губы, вытянутые трубочкой -
Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».
- Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный комочек, салфеточку, снежинку, лепесток и т. д.).
- Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.
- Пускание мыльных пузырей, дуть на вертушки.
- Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, и т. д.
- Дуть в воду через соломку, чтобы вода в стакане чтоб получился “Шторм в стакане”.
- Задувание свечи.
Надувание воздушных шаров.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка правильного речевого выдоха, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Упражнения могут выполнятся под счет.
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы и язык.