Альбина Гетт
Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (второй год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы
1 этап - подготовительный
Задачи работы:
- повышать речевую инициативу путем создания мотивационно-потребностного уровня высказывания;
- формировать зрительный контакт;
- развивать познавательную деятельность;
- ввести в пассивный и активный словарь слово «вопрос», инструкции типа «задай вопрос», «спроси», «узнай»;
- учить различать «вопрос» и «не вопрос»;
- научить использовать в речи вопросительную интонацию;
- тренировать в постановке общих вопросов.
Публикация «Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (второй год обучения)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Необходимо выработать у ребенка активную партнерскую позицию при ведении диалога. Речевая инициатива повышается путем создания мотивационно-потребностного уровня высказывания. Этому способствует коммуникативная направленность обучения, создание инициальных целей общения.
Делая наблюдения и выполняя практические упражнения, дети знакомятся со словом «вопрос», с заданиями «задай вопрос», «спроси», «узнай». Им предлагают отличить вопрос от повествования, побуждения.
В ходе бесед с детьми выявляется, понимают ли они различные вопросительные слова. Если отдельные трудности в понимании вопросительных местоимений выявляются, то они устраняются в индивидуальном порядке.
Формируется зрительный контакт. Здесь важно развивать речевое внимание. На этом этапе большое значение приобретает совместная работа логопеда, воспитателя и психолога. Воспитатель закрепляет полученные навыки в процессе повседневного общения. Во время прогулок он проводит подвижные игры, направленные на развитие слухового и зрительного внимания. Психолог занимается с детьми психогимнастикой, направленной на развитие, помимо прочего, чувства эмпатии, отношений партнерства. Занятия ведутся как общегрупповым, так и подгрупповым методом.
Развернутый характер подготовительного этапа, создание мотивационной базы, развитие внимания, активизация познавательной деятельности, использование невербальных компонентов высказывания, основанных на межанализаторном взаимодействии, позволяют ребенку стать более инициативным, сформировать у него деятельную партнерскую позицию.
2 этап - основной
Задачи работы:
- ввести в речь социально-коммуникативные вопросы, имеющие социально фиксированную, шаблонную форму;
- научить использовать социально-коммуникативные вопросы в ситуации знакомства, вступления в речевой контакт;
- формировать умение задавать познавательные вопросы, используя различные вопросительные слова, порядок прохождения которых определяется их появлением в онтогенезе и полученными в ходе обследования данными.
На этом этапе изучаются и осваиваются отдельные типы вопросительных предложений. Работа начинается с формирования социально-коммуникативных вопросов. Дети наблюдают за тем, как логопед разыгрывает разнообразные ситуации знакомства, используя контактоустанавливающие вопросы. Затем предлагаются различные задания на репродукцию высказываний логопеда (отраженно, сопряженно). Потом переходят к продуцированию контактоустанавливающих вопросов на основе заданной темы. Раздел заканчивается разыгрыванием различных ситуаций знакомства по ролям: сначала используется модель взрослый-ребенок, потом - ребенок-ребенок.
Затем формируются познавательные вопросы.
По одному отрабатываются различные вопросительные слова. Последовательность их прохождения определяется появлением в ходе развития речи. Можно использовать следующий порядок введения вопросительных слов в речь детей: «кто», «что», «что делает», «где», «куда», «откуда», «почему», «зачем», «когда», «какой», «сколько».
На этом этапе важно не просто научить ребенка задавать вопросы познавательного характера, а сформировать навык исследования ситуации с их помощью.
Сначала проверяем, понимают ли дети данное вопросительное слово. Подбирается специальный речевой материал, позволяющий ребенку наблюдать за тем или иным словом (стихотворения, сказки, рассказы). Затем переходим к репродукции. Здесь применяются различные игры на отраженное, сопряженное проговаривание вопросов. Используется инструкция «спроси также». Далее детям предлагается тема вопросительного выскказывания: «Спроси о…».
Занятия проводятся общегрупповым методом, на подгрупповых занятиях преодолеваются имеющиеся у некоторых детей отдельные лексико-грамматические и синтаксические нарушения.
Схема работы над вопросительными предложениями:
- понимание вопроса (наблюдение за вопросительными словами в специально подобранных стихах, сказках, рассказах);
- репродукция вопроса взрослого (используются структурные схемы);
- продукция в ситуациях общения взрослый-ребенок и ребенок-ребенок.
3 этап - завершающий
Задачи работы:
- упражнять в постановке социально-коммуникативных и познавательных вопросов в различных коммуникативных ситуациях;
- развивать умение детей исследовать проблемную ситуацию с помощью познавательных вопросов.
На данном этапе дети учатся использовать полученные навыки для общения. Проводятся инсце нировки, игры-драматизации по мотивам сказок. Усложнение достигается за счет введения незнакомых взрослых и сверстников в качестве собеседников, использования незнакомых условий общения.
Дети обучаются анализировать проблему при помощи вопросов.
Таким образом, раздел «Формирование вопросительных высказываний» необходимо включать в план работы по развитию связной речи детей с ОНР. Выделенные этапы и задачи обучения определяют структуру данного раздела. Следование предложенному алгоритму позволит полноценно сформировать в речи детей вопросительные высказывания разных видов и использовать их в общении со взрослыми и сверстниками как в детском саду, так и в школе.