МААМ-картинки

Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (второй год обучения)

Альбина Гетт
Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (второй год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы

1 этап - подготовительный

Задачи работы:

- повышать речевую инициативу путем создания мотивационно-потребностного уровня высказывания;

- формировать зрительный контакт;

- развивать познавательную деятельность;

- ввести в пассивный и активный словарь слово «вопрос», инструкции типа «задай вопрос», «спроси», «узнай»;

- учить различать «вопрос» и «не вопрос»;

- научить использовать в речи вопросительную интонацию;

- тренировать в постановке общих вопросов.

Публикация «Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (второй год обучения)» размещена в разделах

Необходимо выработать у ребенка активную партнерскую позицию при ведении диалога. Речевая инициатива повышается путем создания мотивационно-потребностного уровня высказывания. Этому способствует коммуникативная направленность обучения, создание инициальных целей общения.

Делая наблюдения и выполняя практические упражнения, дети знакомятся со словом «вопрос», с заданиями «задай вопрос», «спроси», «узнай». Им предлагают отличить вопрос от повествования, побуждения.

В ходе бесед с детьми выявляется, понимают ли они различные вопросительные слова. Если отдельные трудности в понимании вопросительных местоимений выявляются, то они устраняются в индивидуальном порядке.

Формируется зрительный контакт. Здесь важно развивать речевое внимание. На этом этапе большое значение приобретает совместная работа логопеда, воспитателя и психолога. Воспитатель закрепляет полученные навыки в процессе повседневного общения. Во время прогулок он проводит подвижные игры, направленные на развитие слухового и зрительного внимания. Психолог занимается с детьми психогимнастикой, направленной на развитие, помимо прочего, чувства эмпатии, отношений партнерства. Занятия ведутся как общегрупповым, так и подгрупповым методом.

Развернутый характер подготовительного этапа, создание мотивационной базы, развитие внимания, активизация познавательной деятельности, использование невербальных компонентов высказывания, основанных на межанализаторном взаимодействии, позволяют ребенку стать более инициативным, сформировать у него деятельную партнерскую позицию.

2 этап - основной

Задачи работы:

- ввести в речь социально-коммуникативные вопросы, имеющие социально фиксированную, шаблонную форму;

- научить использовать социально-коммуникативные вопросы в ситуации знакомства, вступления в речевой контакт;

- формировать умение задавать познавательные вопросы, используя различные вопросительные слова, порядок прохождения которых определяется их появлением в онтогенезе и полученными в ходе обследования данными.

На этом этапе изучаются и осваиваются отдельные типы вопросительных предложений. Работа начинается с формирования социально-коммуникативных вопросов. Дети наблюдают за тем, как логопед разыгрывает разнообразные ситуации знакомства, используя контактоустанавливающие вопросы. Затем предлагаются различные задания на репродукцию высказываний логопеда (отраженно, сопряженно). Потом переходят к продуцированию контактоустанавливающих вопросов на основе заданной темы. Раздел заканчивается разыгрыванием различных ситуаций знакомства по ролям: сначала используется модель взрослый-ребенок, потом - ребенок-ребенок.

Затем формируются познавательные вопросы.

По одному отрабатываются различные вопросительные слова. Последовательность их прохождения определяется появлением в ходе развития речи. Можно использовать следующий порядок введения вопросительных слов в речь детей: «кто», «что», «что делает», «где», «куда», «откуда», «почему», «зачем», «когда», «какой», «сколько».

На этом этапе важно не просто научить ребенка задавать вопросы познавательного характера, а сформировать навык исследования ситуации с их помощью.

Сначала проверяем, понимают ли дети данное вопросительное слово. Подбирается специальный речевой материал, позволяющий ребенку наблюдать за тем или иным словом (стихотворения, сказки, рассказы). Затем переходим к репродукции. Здесь применяются различные игры на отраженное, сопряженное проговаривание вопросов. Используется инструкция «спроси также». Далее детям предлагается тема вопросительного выскказывания: «Спроси о…».

Занятия проводятся общегрупповым методом, на подгрупповых занятиях преодолеваются имеющиеся у некоторых детей отдельные лексико-грамматические и синтаксические нарушения.

Схема работы над вопросительными предложениями:

- понимание вопроса (наблюдение за вопросительными словами в специально подобранных стихах, сказках, рассказах);

- репродукция вопроса взрослого (используются структурные схемы);

- продукция в ситуациях общения взрослый-ребенок и ребенок-ребенок.

3 этап - завершающий

Задачи работы:

- упражнять в постановке социально-коммуникативных и познавательных вопросов в различных коммуникативных ситуациях;

- развивать умение детей исследовать проблемную ситуацию с помощью познавательных вопросов.

На данном этапе дети учатся использовать полученные навыки для общения. Проводятся инсце нировки, игры-драматизации по мотивам сказок. Усложнение достигается за счет введения незнакомых взрослых и сверстников в качестве собеседников, использования незнакомых условий общения.

Дети обучаются анализировать проблему при помощи вопросов.

Таким образом, раздел «Формирование вопросительных высказываний» необходимо включать в план работы по развитию связной речи детей с ОНР. Выделенные этапы и задачи обучения определяют структуру данного раздела. Следование предложенному алгоритму позволит полноценно сформировать в речи детей вопросительные высказывания разных видов и использовать их в общении со взрослыми и сверстниками как в детском саду, так и в школе.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (второй год обучения)
Опубликовано: 2 мая 2021 в 15:11
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (второй год обучения)» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Гетт (УИ 256110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД