Татьяна Буркут
Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня отличается своей неповторимой мелодичностью и гармоничностью, в ней раскрывается душа русского народа.
С давних пор жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Мама и бабашка пели колыбельные, пестушки, потешки. Затем во время игр с друзьями он напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни- трудовые, обрядовые, шуточные, лирические. Песни передавались из поколения в поколение.
Публикация «Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Но в современном обществе отношение к культурным традициям прошлого сильно изменилось. Сейчас родители больше уделяют внимание интеллектуальному развитию своих детей. С раннего возраста малышей заставляют изучать иностранный язык, пытаются научить читать и писать, записывают в различные кружки и секции. В то же время родители не придают значения эстетическому развитию ребенка. Все реже в домах звучит хорошая музыка, ее заменили рок и поп-«шедевры». Перед сном малышу вместо колыбельной песенки или сказки взрослые включают мультфильмы. Совместные походы родителей с детьми в театры, музеи, на концерты стали большой редкостью. Все это приводит к духовному оскудению нации. Поэтому, я считаю, что развивать ребенка эмоционально нужно с детского сада. А одним из средств воздействия на духовную сферу человека является музыка.
Д. Шостакович говорил: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе совершенно новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Отечественные композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, В. Герчик, М. Раухвергер, Е. Теличеева, А. Филиппенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений, разнообразных по жанрам, тематике, музыкальной образности для детей.
Поэтому, приобщение к музыке – важнейший путь эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно влияет на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям [3 ].
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условие для их музыкального общения. Выразительное исполнение песни помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т. к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
«Запоют дети- запоет народ»,- писал К. Д. Ушинский. Учитывая все возрастающий интерес к детскому музыкальному творчеству и, в частности, к пению повышаются требования, как к качеству репертуара, так и к качеству исполнения музыкальных произведений детьми (в хоровом и индивидуальном исполнении). Задача музыкального руководителя, научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, то есть наиболее ярко выразить себя в пении. Сделать пение одним из любимых занятий детей, прививая им вокально-хоровые навыки.
Дети поют везде – дома, на улице, в гостях, в детском саду, занимаясь игрой или другим видом деятельности. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки. Обучение правильному пению с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос, и память. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности.
Планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, ведь пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, ребенок, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. Но самое важное, пожалуй, то, что пение активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому, в дошкольном учреждении оно рассматривается как самое действенное средство, способствующее воспитанию вкусов детей, формированию основ их музыкальной культуры.
Учитывая вышеперечисленное, и изучив опыт работы Н. А. Ветлугиной, К. В. Тарасовой, О. П. Радыновой, М. Ю. Картушиной, В. В. Емельянова, Г. П. Стуловой, является необходимым заниматься вопросами пения, культуры исполнения песни, развитием и расширением певческих возможностей детей старшего дошкольного возраста.
При работе с детьми необходимо учитывать возрастные особенности детского голоса. Метлов Н. А. в своей книге «Музыка детям» пишет о том, что «голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка…Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахеи и бронхов… у детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос не сильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание». Лишь к 7-ми годам формируется голосовой аппарат ребенка, диапазон достигает септимы, поэтому в обучении детей пению очень важно :
1. Удерживать детей от громкого пения. Естественное нефорсированное пение – одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а значит, и их нормальное развитие;
2. При выборе репертуара обращать внимание на диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данной группы.
3. Следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали;
4. Добиваться нормального естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке);
5. Не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 3, праздниках.
Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.
Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны.
Они заключаются в следующем:
1. Развивать музыкальные способности:
Эмоциональную отзывчивость на музыку
Ладовое чувство
Музыкально – слуховые представления
Чувство ритма
2. Формировать основы певческой и общественной культуры:
Эстетические эмоции
Интересы, оценки
Вокально-певческие умения и навыки
3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности. Поэтому обучение детей пению способствует достижению главной цели-воспитанию личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка посредством музыкального искусства.
Перед началом работы проводится первичная диагностика певческих способностей детей по методике К. В. Тарасовой. Она помогает выявить основные свойства голоса (звуковой и динамический диапазон, тембр, дикция). По результатам диагностики группу делю на три подгруппы: дети с высокими, средними и низкими голосами.
В ходе проведения диагностики, а так же наблюдений на фронтальных занятиях, выявились некоторые общие проблемы при пении дошкольников - это неточное интонирование, открытый звук, крикливая манера пения, невнятная дикция.
Залогом плодотворной вокальной деятельности является игровая методика распевания, которая вызывает положительный отклик у детей и позволяет достигнуть хороших результатов. Перед началом пения необходимо снять мышечную зажатость, освободить плечи, корпус, голову. Этому способствуют такие упражнения: «Сидит дед», «Пружинки», «Пиджачек». Учитывая возможности детского голоса, никогда не пою с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата, всегда использую одну-две игровые распевки, которые включают в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса и легко транспонируются. За основу беру знакомые детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, подбираю несложный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком. Игровое распевание часто проходит с использованием атрибутов, иллюстраций к сказкам, делая его занимательным и творческим процессом.
Таким образом, использование игрового распевания оказалось весьма результативным в достижении контрастного интонирования и позволило значительно повысить степень развития певческих навыков в целом.
Дыхание - один из основных факторов голосообразования. Для детей характерно ключичное дыхание, при котором обычно поднимаются плечи вверх, что ведет к напряжению мышц шеи. Необходимо сразу обратить на это внимание и постараться исправить ошибку. Объяснить детям, что вдыхаем мы носиком, «как будто нюхаем цветочек». Воздух попадает в нижнюю часть наших легких, как бы надувая там «резиновый круг» или «мяч». Дети ставят руки на нижние ребра, контролируя место вдоха.
Ощущение вдоха необходимо сохранить на протяжении всей пропеваемой фразы, не потерять вдох.
Выдох в пении происходит за счет работы мышц брюшного пресса. Он должен быть спокойным, без толчков, но достаточно активным для создания ощущения «опоры».
Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые подразделяются на дыхательные упражнения без звука: «Вдох и выдох», «Мороз», «Хомячок», «Собачке жарко», «Птичка летает»; звуковые дыхательные упражнения: «Воздушный шар», «Комарик», «Ежик», «Лягушки»; дыхательные упражнения под музыку: «Ветер», «Паровоз», «Свеча».
Эти упражнения, помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.
Часто при пении дети плохо открывают рот из-за зажима нижней челюсти. Избавиться от этого недостатка помогают следующие упражнения: дети держат ладонь параллельно полу немного ниже подбородка и поют звук «а», «о», «у», стараясь коснуться руки подбородком.
Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь светлым высоким звуком, без напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения детей напевному звучанию подбираются песни в медленном и умеренном темпе, это позволяет детям петь спокойно, без толчков, «тянуть звуки», «протягивать концы музыкальных фраз».
Для правильного звукообразования и обучению детей напевному звучанию хорошо использовать песенки- распевки, исполняемые на 2-3 примарных звуках с приобладанием гласных в тексте песни: «У кота», «Кукушка», «Ветер». Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных звуков- дикция.
Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.
Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.
В своей работе я использую приемы:
-выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;
-коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно;
-коллективное произношение текста шепотом, на высоком звучании. Этот прием полезен при разучивании песен, исполняемым в быстром темпе.
- для отчетливого произношения слов важно правильно передавать гласные. Здесь я использовала «Вальс» Е. Теличеевой, предлагая детям пропевать его на разные слоги (ля, ле, ли, лю и т. д.)
- для отчетливого произношения согласных звуков в конце слов я акцентировала внимание детей на правильном замыкании звуков по руке (дирижерский жест – снятие).
Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц
Другим игровым приемом развития певческих навыков стало применение дидактических игр, использование ритмических рисунков. Основное назначение музыкально – дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Использовались следующие виды игр:
1. для развития звуковысотного слуха («Музыкальное лото», «Угадай колокольчик», «Повтори звук», «Ступеньки»);
2. для развития чувства ритма («Определи по ритму», «Прогулка», и др.)
3. для развития тембрового слуха («На чем играю?», «Узнай по голосу», «Музыкальные загадки», «Узнай какой инструмент звучит»);
4. для развития диатонического слуха («Тихо – громко запоем», «Найди игрушку»).
Большую пользу детям приносит игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, пение со словами и без слов, вслух и про себя, так как главная задача игрового момента - участие всех детей в творческом процессе. И неважно, выполнено задание ребенком или нет, главное участие. Это особенно необходимо для детей, имеющих слабые музыкальные данные.
Эти и другие приемы, такие как вопросно-ответная форма или задание закончить мелодию, начало которой спел взрослый, помогают активизировать слух, развить творческое начало.