Папки-передвижки

Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста детского сада в рамках ФГОС

Алевтина Субочева
Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста детского сада в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста детского сада в рамках ФГОС через кружковую деятельность

Хоровое пение я является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Но, если в давние времена жизнь ребёнка сопровождалась песней, кстати, пели не родители, а бабушки. т. к. матери были в поле, на работе, то с течением времени жизненный уклад кардинально изменился: раньше эстетическому и музыкальному образованию в мещанских и дворянских семьях придавали значение, теперь в угоду моде и амбициям родителей стараются дать интеллектуальное развитие учат ин. языку, раннему чтению. Ребёнок находится в окружении агрессивного музыкального фона – шедевров поп и рок музыки. Это приводит к эмоциональному оскудению нации.

Публикация «Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста детского сада в рамках ФГОС» размещена в разделах

Но как говорил В. Сухомлинский «всё начинается с детства», поэтому развивать ребёнка эмоционально надо с детского сада. Пение вызывает у детей положительные реакции, радость от коллективного пения, чувство товарищества. Но запоют и полюбят дети пение или нет,- зависит от педагогов.

Пение представляет собой психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем: дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок себя чувствовал комфортно, пел легко и с удовольствием.

Детский голос не сформирован и слаб, гортань

расположена на уровне 1-2 позвонков, в то время как у взрослого на уровне 4-7.

Способность к пению проявляется к 2 годам. Считалось, что до 7 лет у детей фальцетное пение, но исследования показали, что регистровые различия в голосах от природы и различать их можно уже в криках новорождённых.

Звук детского голоса отличается мягкостью, «серебристостью», небольшой силой и диапазоном (ре1-до2).

Общие проблемы при пении дошкольников – неточное интонирование, крикливая манера пения, «белый» звук и невнятная дикция.

Методика вокально-хоровой работы аналогична методике при обучении взрослых. Главное различие в методах и приёмах. Вся дошкольная педагогика, в том числе музыкальная, опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки.

В начале работы желательно провести первичную диагностику певческих способностей детей. Её цель- выявление свойств певческого голоса: звукового и динамического диапазона, качества тембра и дикции. Эти свойства во многом определяются природными данными ребёнка. Методика диагностирования предложена К. В. Тарасовой, автором программы «Истоки», которые предлагают новый подход к вокально-хоровой работе с дошкольниками. Подробно этот метод описан в журнале «музыкальный руководитель» (2004г. ,№2). Я являюсь сторонницей традиционного обучения. Руководствуюсь основным принципом «Не навреди!».В своей работе я использую методику М. Ю. Картушиной.

Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит на каждом занятии с помощью вокальных упражнений, которые транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале. Такое постоянное повторение ведёт к установлению прочных навыков их выполнения, образуется стереотип. Такие упражнения должны быть ритмически простыми и мелодически ясными. Необходимо учитывать следующие дидактические правила:

1. Ставить конкретную учебную задачу

2. Использовать принцип: «делай как я»

3. Включать упражнения, транспонируя по полутонам вверх и вниз в каждое занятие

4. Постоянно контролировать выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений для приобретения навыка.

Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения.

При ознакомлении с певческой постановкой корпуса можно исполнить песню Л. Абелян «Петь приятно и удобно», М. Картушиной «Спинка-тростинка». Чтобы напомнить о правильной осанке используют упражнение «Сидит дед».

Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Певческое дыхание состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. У детей верхнерёберное (ключичное) дыхание, но в певческой практике оно неприемлемо, т. к. ведёт к напряжению мышц шеи, дети обычно поднимают плечи. Наиболее целесообразным для пения является грудобрюшное дыхание, при котором на вдохе верхний отдел грудной клетки остаётся спокойным, нижние рёбра раздвигаются, диафрагма опускается, живот немного выдаётся вперёд. Вдох производится через рот и нос, бесшумно.

Задержка дыхания мобилизует голосовой аппарат к началу пения.

Овладеть навыком певческого дыхания помогают упражнения, которые подразделяются на: дыхательные без звука. звуковые и упражнения под музыку.

Однако мы должны помнить, что чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции лёгких. Поэтому, чтобы ребёнку не стало плохо, на занятиях допустимо использовать не более двух упражнений на развитие дыхания.

Упражнения в дыхании без звука развивают управление мускулатурой дыхательных

мышц.

Можно прочитать стихотворение В. Степанова и потренироваться делать правильный вдох:

Это очень интересно-

Научиться песни петь.

Но не каждому известно,

Как дыханьем овладеть.

Мягким делать вдох старайся,

Вдыхай носом, а не ртом.

Да, смотри, не отвлекайся,

Сделал вдох – замри потом.

Выдох делай тихим, плавным,

Как кружение листа.

Вот и выйдет песня славной –

И свободна, и чиста!

Упражнения для развития дыхания без звука:

Вдох и выдох (по Н. И. Жураваленко)

Упражнение на сохранение вдоха (по К. В. Тарасовой)

Дыхательная зарядка (изх опыта певицы Л. Казарновской)

Упражнения по методике парадаксальной дыхательной гимнастики А. Н. Произнесение текста активным Стрельниковой.

Упражнение на развитие силы дыхательных мышц «Синьор Помидор», рекомендованное автором программы «Здравствуй!» М. Л. Лазаревым

Звуковые дыхательные упражнения

«Котёнок и шар» (для спокойного выдоха ртом)

«Две собаки» (по М. А. Давыдовой)

«Комарик»

«Жук» (для стимуляции микроциркуляции крови и обмена веществ в области грудной клетки)

Губное резонирование (по Т. В. Охомуш)

«Волчонок учится показывать зубы»

шепотом (по Г. П. Стуловой)

Способствует активизации дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхание.

Произнесение на одном дыхании скороговорок.

«Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки» ( считают на одном дыхании: «Раз Егорка, два Егорка» и т. д.)

Дыхательные упражнения под музыку на укрепление дыхательных мышц с использованием пособия на ниточках: бабочки, снежинки, листочки, звёздочки (из приёмов работы логопедов) «танцуют» под классическую музыку, пение птиц, шум листьев, вой ветра.

Дыхание под музыку (на развитие динамического слуха и равномерного вдоха и выдоха). Выполняется под звучание вальса. На forte –вдох (живот «идёт вперёд», на piano – выдох (возвращается назад).

Попевки с использованием дыхательных упражнений, используются в качестве распевок. Помогают закрепить навыки певческого дыхания. Упражнение «Паровоз» М. Картушиной закрепляет навык активной работы диафрагмы.

Атака в пении – переход голосового аппарата от дыхательного к певческому состоянию, начало звука.

Существуют три типа атаки: мягкая, твёрдая и придыхательная. В работе с дошкольниками допустима только мягкая атака, т. к. твёрдая способна нанести вред хрупкому детскому голосу, т. к. при ней голосовые связки работают, как ударяющиеся язычки в режиме пересмыкания, совершая полные колебания. Звукообразование

Это извлечение звука, результат действия голосовых связок. Певческий звук возникает в результате колебания голосовых связок. Темброво обогащается благодаря резонаторам.

Резонаторы подразделяются на верхние (головные, расположенные над связками, - полости глотки, рта, носа и придаточных пазух) и нижние (грудная клетка- трахеи, бронхи).

Перед своим возникновением звук должен быть сначала мысленно оформлен в слуховых представлениях поющего, и только затем певец берёт ноту легко и непринуждённо.

К наиболее резонирующим гласным относится «и», «е», «у». Сонорные согласные «л», «м», «н», «р» используются для правильного достижения посыла звука в головные резонаторы. Для пения с ощущением высокой позиции помогают распевки на слоги «нэ», «мэ», «рэ».

Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. Упражнения, помогающие в этом.

«Наушники» (пение с приставленной к уху ладонью –подобие раковины, ловит вибрации и помогает детям лучше слышать себя.

«Колокол» (по К. В. Тарасовой). Пропевание на одном звуке «Бом!» с долгим протягиванием звука «м» помогает детям ощутить вибрацию губ, звук при этом попадает в верхний регистр.

Пение, приложив пальцы к кадыку (по Т. В. Охомуш) Пропевать на одном звуке «ммм и мм», «ммм э мм», ммм у мм». Вибрация, возникающая под пальцами, даёт возможность ощутить начало звука, которое должно быть мягким.

Карточки «А», «Э», «И», «О», «У» позволяют показать правильное положение рта при пении гласных.

Стихотворение «Гласные»

Для пения гласные звуки важны-

И напевны, и нежны,

Летят, как птицы в синеву_

А-Э-И-О-У

Крикливо и громко не надо их петь-

Горло может заболеть.

Ушки держи на чеку-

А-Э-И-О-У. В. Степанов

Упражнения по методу Д. Е. Огороднова. Дети прикладывают пальцы к щекам (они лежат сквозь щёки на нижних зубах, при этом поют звук «у» на высоте до или ре

Песенки-распевки для правильного формирования гласных «Колокольчик»

Динь-динь, мы тихонечко звеним

Дон-дон, всюду слышен перезвон!

Звуковедение- способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчленённости.

После атаки звук может быть коротким или длинным. Способы звуковедения и штрихи могут быть legato, non legato, staccato, marcato.

Главная задача – выработка кантиленного пения. Последние годы исчезает плавность и напевность речи даже на телевидении у дикторов. Ведущие программ говорят взахлёб, проглатывая слоги. Всё это впитывают дети. Последние исследования В. П. Морозова показали, что современные дети не различают интонации гнева. Дети живут в агрессивной языковой среде, где резкие интонации и повышенный тон стали чем-то само собой разумеющимся. И эту манеру они переносят на пение. Мы должны им вернуть распевное и красивое пение.

Для этого нужно выполнять правила:

1)вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике

2)обучать навыку пения надо a capella на простейших попевках

3) перед детьми должна стоять конкретная задача (например, «Споём распевку, делая ударение на нижнем и верхнем р

делая ударения на нижнем и верхнем звуках)

4) приучать детей слышать себя и других

5) сразу пресекать крикливое и громкое пение.

Для различения приёмов звуковедения помогут карточки. Длинная линия – поём связно, прерывистая – звук тоже прерывистый non legato. Кружочки – звук отрывистый, staccato.

Работа над интонацией.

Под интонацией надо понимать степень точности воспроизведения мелодии при исполнении.

Дети дошкольного возраста с хорошей и отличной интонацией, способные исполнить мелодию без искажения встречаются крайне редко. Чаще преобладает средняя по качеству интонация, когда дети частично искажают мелодию или поют её в удобной для себя тесситуре. Часть детей можно отнести к «гудошникам», совершенно не правильно воспроизводящим мелодию и поющим в диапазоне 2-3 звуков.

Задача музыкального педагога научить любить пение и не стесняться, что не получиться. Можно подготовить детей с чистой интонацией солистами, а нечисто поющих – подпевающими припев.

Лучшим пособием для работы над чистотой интонирования остаётся «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной с короткими песенками на каждый интервал. И «Живые картины» М. Ю. Картушиной, в которых движущиеся детали показывают изменения высоты звука.

Вот несколько приёмов, помогающих добиться чистоты интонирования.

1. Пение a capella

2. Пение в сопровождении металлофона или флейты. Высокий звук этих инструментов побуждает петь в высокой позиции звонким звуком

3. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у». Это позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой.

4. Пение с солистами.

5. Узнавание попевок по графическому изображению мелодии

6. Выкладывание фрагментов мелодий, разучиваемых песен на нотами. Снежинками, листочками и т. д.

7. Использование игровых моментов. Попевки «Лесенка», «Домик а горе»

8. Показ движения мелодии рукой

9. Игры-повторялки, когда педагог поёт попевку по фразам, а дети повторяют

Публикации по теме:

Робототехника как формирование инженерных навыков у детей старшего дошкольного возраста Во всем мире возрос интерес к робототехнике, а параллельно и к сопутствующим направлениям, в первую очередь - к технологии создания (производства,.

Формирование навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста Формирование навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста (Из опыта работы воспитателя МАДОУ № 188 г. Хабаровска Ем Натальи Николаевны).

Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста в возраста в контексте ФГОС Наиболее специфической характеристикой личности является система её отношений к окружающему миру и особенности ее поведения в дальнейшем.

Мастер-класс «Развитие вокально хоровых навыков у детей 5–7 лет» Мастер класс "Развитие вокально хоровых навыков у детей 5-7 лет" 1. Свою работу я начинаю с певческой установки. «Берёзка» Данное упражнение.

Мастер-класс «Развитие вокально — хоровых навыков у дошкольников» Цель: познакомить с азами вокальной техники. Задачи: создать условия для профессионального общения; повысить профессиональное мастерство.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в рамках ФГОС В рамках реализации ФГОС особое внимание уделяется проектной деятельности. Данная статья поможет педагогам грамотно спланировать проектную.

Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения «Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения».

Сценарий квест-игры для детей старшего дошкольного возраста «Деревья на участке детского сада»Сценарий квест-игры для детей старшего дошкольного возраста «Деревья на участке детского сада» Цель: Обобщить знания детей о деревьях, растущих на территории детского сада. Задачи: Расширять умения решать коллективно проблемы для.

Формирование словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста Формирование словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста. У детей старшего дошкольного возраста происходит недостаточность.

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста "Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста" Аннотация. В статье раскрывается вопрос о том.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста детского сада в рамках ФГОС
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 10:09
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста детского сада в рамках ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Субочева (УИ 223623) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД