Мелана Аюбова
Формирование установок толерантного сознания у детей в конфликтогенном пространстве полиэтнического региона
▼ Скачать
Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний. Опасные для существования человечества явления современного мира: бесконечные войны и конфликты, обретающие все более жестокие и бескомпромиссные формы; уже окрещенный ”чумой ХХI столетия” терроризм; распространение в обществе всевозможных фобий и подверженность сознания каждого отдельного индивидуума вредным стереотипом – вызвали к жизни понятие толерантности. [1]
Публикация «Формирование установок толерантного сознания у детей в конфликтогенном пространстве полиэтнического региона» размещена в разделах
Распад СССР и последующие межэтнические конфликты, как по периметру России, так и внутри ее показал, что самой уязвимой сферой межчеловеческих отношений в трансформирующем поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы.
Становление открытого гражданского общества, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидация общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействия и конструктивная профилактика всех видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. [3]
Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и меж конфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющейся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось в 1998-1999 годах в действиях террористов на Северном Кавказе, всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма.
Проблема изучения формирования толерантности среди детей и молодежи рассматривалась в значительном количестве работ (Е. Н. Бондаревская, О. Н. Дуничева, Ю. М. Жуков, Е. В. Васильев, З. Т. Гасанов, Н. М. Лебедева, М. Х. Дзейтова и др.).[2]
Результаты проведенного нами теоретического анализа позволили нам прийти к выводу, что социокультурная компетентность – это важнейшая основа адекватности и успешности человека в поликультурном мире. Основными критериями оценки уровня социокультурной компетентности как в общении внутри своей группы, так и с представителями других групп, признаются соответствие поведения человека конкретной ситуации и социальному контексту в целом и определяемая этим его эффективность – достижение в процессе коммуникации желаемых результатов. [3]
Оптимальный уровень социокультурной компетентности можно определить как наличие у человека специальной системы знаний, умений и навыков, позволяющих строить позитивные отношения с различными людьми, в том числе и не похожими на него по самым разным параметрам: этнокультурным, религиозным, расовым, социальным и мировоззренческим.
Исследование проводилось на базе МОУ Лицея №5 г. Махачкалы. Возрастной состав участников - от 10 до 11 лет. Всего в исследовании принимало участие 60 школьников. Группы были составлены из учащихся 4-х классов. Контрольная и экспериментальная группы были выбраны произвольным образом. Все ребята, принимавшие участие в эксперименте ранее не участвовали в тренинге.
В основе психолого-педагогической работы полученные данные из анализа содержания анкет, выявили первоначально достаточно высокий уровень развития социокультурной компетентности. Но, также были замечены и некоторое противоречие в ответах. На вопросы, носящие скорее теоретический характер, младшие школьники давали больше положительных ответов. Однако там, где речь заходила о конкретных действиях, например, о дружбе и учебе с представителями других культур и религий, общий сдвиг уровня положительных ответов был заметно ниже. Многие дети демонстрировали наибольшую толерантность и миролюбие еще до начала тренинга. Мы считаем, что это связано с тем, Дагестан является самой многонациональной республикой на Северном Кавказе. Этнический состав школ весьма разнообразен и дети с первых дней общаются с представителями других национальностей и конфессий.
Анализ стенограмм фокус-групп показал, что дети не четко представляют себе разницу между стереотипами, предрассудками, предубеждениями и проявлениями дискриминации. Эти понятия им первоначально были совсем не понятны, что не скажешь о последнем занятии, где дети уже могли привести и примеры к каждому понятию.
В основе формирующего эксперимента лежал социально-психологический тренинг. При разработке методики формирования толерантности у школьников мы выделили основные составляющие тренинговой групповой работы: принципы организации тренингового взаимодействия; требования к ведущему; структура тренинга.
Тщательно разработанная тренинговая программа благотворно повлияла на формирование понятий миротворчества и развитие черт толерантной личности.
Отчеты из повторно проведенного предварительно дискуссионного исследования, позволили сделать вывод, что ребята из экспериментальной группы имели достаточно четкое представление об основных понятиях миротворчества и толерантности. В качестве мер по устранению стереотипов ими было предложено, прежде всего, наладить взаимосвязь родителей, учителей, психологов. Особенно подчеркивалась необходимость работы с родителями. Была признана необходимость разработки специальной программы, в которой участвовали бы и государственные структуры, и общественные организации.
Таким образом, результаты эксперимента наглядно представили изменения, произошедшие в экспериментальной группе. Социально–психологический тренинг, проводимый в формирующей серии исследования, повлиял на повышение уровня эмпатии к представителям иноэтнических групп, преодолению предубеждений по отношению к ним; повышению готовности к взаимодействию с представителями других этнических групп, формированию толерантного отношения к ним, стремления к мирному, ненасильственному разрешению противоречий.
Литература
1. Бажукова О. А. Толерантность и образование : современные проблемы формирования толерантного сознания// Материалы II Международной научно-практичной конференции «Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения»– М. : Издательский центр СМУР «Academa», 2009.- С. 44-49
2. Дзейтова М. Х. Культура мира в фольклоре народов Кавказа. Назрань:Пилигрим, 2006.- 238 с.
3. Маллаев Д. М., Бажукова О. А. Причины возникновение молодежных субкультур в современном обществе и методология работы с ними в образовательных системах//Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции «Молодежная политика : опыт и перспективы». – М. : Парнас, 2012.- С. 19-27