МААМ-картинки

Методическая разработка «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»

Наталья Крючкова
Методическая разработка «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»»

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, к трудовой и профессиональной деятельности; проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду взрослых; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к трудовой деятельности как к осознанной необходимости и основой жизненной потребности человека.

Публикация «Методическая разработка „Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества“» размещена в разделах

Подготовка детей к взрослой трудовой деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематически. Правильная организация трудового воспитания с самого раннего детства служит надёжной основой для его дальнейшего развития, поэтому необходимо постепенно развивать у детей (с учётом возрастных особенностей) интерес к труду взрослых, воспитание желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Особо подчёркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формированием уважительного отношения к людям труда.

В п. 2.6. ФГОС ДО одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Позитивные установки к различным видам труда являются одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов достигнутых в труде, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Кроме этого, в процессе труда развиваются способности, умения, навыки и мышление.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, у детей дошкольного возраста отображены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155) в области «Социально-коммуникативное развитие».

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества дошкольников понимается как целенаправленная организация процесса по развитию у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Таким образом, педагогический процесс по формированию положительного отношения к труду должен стать одним из важных направлений в работе дошкольных учреждений через решение следующих задач:

- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- Воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

- Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Но в практике деятельности по этому направлению может быть выявлен ряд недостатков.

Недостатки в основном процессе:

- Не достаточно используется современный комплекс методов при ознакомлении с трудом взрослых;

- Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, выставках и прочее;

- Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества;

- Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие выставки, проекты, конференции, дни открытых дверей).

Недостатки в условиях профессиональной деятельности:

- Недостаточное количество учебно-методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества;

- Недостаток наглядного материала, на основе которого формируется интерес к трудовой деятельности;

- Недостаток дидактических пособий и дидактических игр, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми навыков трудовой деятельности;

- Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современно-технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО).

Недостатки в результатах:

У большинства детей:

- Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества;

- Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и со взрослыми;

- Недостаточно сформированы технические навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества;

- Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.

На основе выделенных недостатков можно сформулировать противоречие: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества предполагает использование системно - деятельностного подхода по педагогической организации процесса воспитания положительного отношения к труду взрослых, организации различных форм трудовой деятельности для освоения трудовых процессов и видов труда детьми, однако плохая оснащенность предметно-пространственной среды, отсутствие современных технических средств, интерактивных пособий создают проблемы и трудности в обеспечении условий для развития положительного отношения к труду.

Кроме того, современные дети не готовы самостоятельно решать возникающие

жизненные задачи, касающиеся различного вида труда и творчества.

Явно выделяется проблема: для устранения недостатков по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества необходимо обеспечение организационных и психолого-педагогических условий, которые будут способствовать успешной реализации этого процесса.

Для устранения недостатков следует обратить внимание:

- на формы и методы работы с педагогами:

- индивидуальные: беседы, консультации («Роль потешек и поговорок в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества», анкетирования, направленные на повышения уровня знаний по данной теме;

- коллективные: семинары, семинары - практикумы, мастер-классы («Работа с семьей - один из главных факторов способствующих формированию положительного отношения детей к труду»,педагогическая игра – викторина («Терпение и труд все перетрут», открытые занятия, совещания в форме круглого стола, создание мини-музеев.

Эта работа направлена на повышения уровня практических и теоретических знаний у педагогов по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества.

На изменения в средствах обучения:

- расширение картотеки сюжетно-ролевых игр («Инспектор ГИБДД», «Няня», «Автозаправщик», «Кассир», "Турагенство", "Салон мод", "Массажный кабинет", "Ветеринарная клиника" и др.).

- использование инновационных форм :

- оформление тематических портфолио,

- краткосрочные коллективные проекты "Как делают автомобили?", "Откуда хлеб к нам пришел?", "Все профессии важны, все профессии нужны" и др.,

- средства ИКТ (создание презентаций "Путешествие в мир профессий", "О труде людей транспортных профессий", "О людях мужественных профессий", создание мультимедийных пособий (мультимедийная игра «Кому что нужно?" для детей старшей группы).

- пополнение наглядного материала (альбомы «Труженики нашего села», «Все профессии важны, все профессии нужны». Издания периодической печати - это детские журналы «Умняша», «Веселые почемучки», серии книг «Чудеса своими руками»).

на формы и методы работы с родителями:

- увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества (совместные походы, благоустройство территории: оформление своих участков и помощь в оформлении участка ветерану, совместное с родителями сооружение зимних построек, совместные творческие выставки детей и родителей, оформление групповых комнат к праздникам).

- рекомендаций для родителей по данному направлению (Папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).

- привлечение родителей в образовательную деятельность (Создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и другие. Встреча с интересными людьми).

- организация новых форм работы с родителями: (КВН, тренинги, диспуты и т. д.)

На формы и методы работы с детьми:

Художественная литература.

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Конструирование.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции различают: конструирование из строительных материалов;

конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

конструирование из природного материала.

Конструирование имеет огромное значение для всестороннего развития:

•Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

• Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности,

умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В процессе работы происходит формирование личностных качеств ребенка:

- дисциплинированности; целеустремленности; самостоятельность; активности; любознательности.

Игровая деятельность.

Сюжетно - ролевые игры играют большую роль в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых. Рекомендуется расширить картотеку сюжетно-ролевых игр: «Космонавты», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Путешествие», «Аптека», «Стройка», «Инспектор ГИБДД», «Няня», «Автозаправщик», «Кассир» и др.

Дидактические игры–способствуют усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Познавательно-исследовательская деятельность развивает у детей самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Формами организации познавательно-исследовательской деятельности являются экскурсии и наблюдения, задачами которых является продолжение формирования знаний и закрепление представления детей о различных профессиях; развитие познавательной активности; развитие диалогической речи; воспитание уважения к труду взрослых. Рекомендуемые экскурсии: в школу, библиотеку, аптеку, магазин, в больницу, на почту и др.

Коллекционирование.

Расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее

получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению

окружающего мира. В процессе коллекционирования у дошкольника развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование природного материала (шишки, семена, ракушки и т. д., бусинок, тканей, бумаги, круп и макаронных изделий и т. д.

Исследовательские проекты.

Развивают познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. «Молоко и молочные продукты», «Как картошка хороша» др.

Ручной труд.

Ручной труд - это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек, семян); бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п. Дети старших групп изготавливают необходимые для игры атрибуты: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, сказочных персонажей. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это приучает детей оказывать внимание окружающим, потрудиться для того, чтобы доставить кому то удовольствие. Ручной труд развивает конструктивные особенности у детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы дошкольники знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Ребёнку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы поделка получилась красивой, прочной и имела опрятный и нарядный вид.

Занятия по изобразительной деятельности можно и нужно широко использовать для изготовления полезных предметов: атрибутов для игр, коробочек для посадки черенков растений, лука, посева овса и т. д. Старшие дошкольники могут изготовить предметы для игры малышей: вылепить фрукты и овощи, печенье и конфеты, вырезать и наклеить лото, домино и многое другое. Такая общественно направленная полезная деятельность имеет большое значение для трудового и нравственного воспитания.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности состоит прежде всего в её жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми. Самообслуживание начинает осознаваться, как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей. В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети сервируют стол, готовят всё необходимое для занятий, протирают полки от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Используя возросшие возможности детей и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие; развивает самостоятельность детей; активность; инициативу в выполнении порученных дел. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд ещё более обогащается по содержанию, становится систематическим. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно разместить его, привести в порядок после работы.

Коммуникативная деятельность.

Деятельность, предметом которой является другой человек — партнер по общению. Это ситуативные разговоры («Кем я буду когда вырасту», «Какая профессия самая важная» и др.). Беседы и разговоры с детьми, диалоги на данную проблему.

Труд в природе.

Большое внимание в образовательных программах всегда уделялось труду в природе. Этот вид трудовой деятельности формировал у детей разнообразные личностные качества, вырабатывал трудовые навыки, необходимые в дальнейшей жизни. Благодаря наличию приусадебных участков у большинства родителей, наши

дошкольники могут увидеть не только как растут овощи и фрукты, но принять активное участие в их выращивании и уходе. Но новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. Исчезают из групп аквариумы с любимыми рыбками, попугайчики. По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей трудовой деятельности взрослых.

Знакомство с профессиями.

Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше. В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Проблема усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях. Существует проблема игнорирования вопросов раннего профессионального ориентационного воспитания дошкольников. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.

Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по

формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и

творчества в современных образовательных условиях позволит достичь

хороших результатов.

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой и творчеством, был их составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.

Ребенок познает в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством, выбором профессии.

Труд - главный воспитатель!

Публикации по теме:

Методическая разработка альбома для детей дошкольного возраста «Гав-досье»Методическая разработка альбома для детей дошкольного возраста «Гав-досье» Методическая разработка для детей дошкольного возраста. Альбом: «Гав-досье!» На создание этого альбома меня натолкнули детские журналы «Саша.

Методическая разработка игры «Разноцветные платочки» для детей дошкольного возрастаМетодическая разработка игры «Разноцветные платочки» для детей дошкольного возраста Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на.

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста Тема: «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА СВЁКЛА 1. Цель занятия: Развитие фонематического слуха у детей. 2. Задачи: • Образовательные: учить проведению.

Методическая разработка урока труда в детском доме по теме «Соединительные швы» методическая разработка «Машинные работы». Выполнила: Тлекова А. Ю. Инструктор по труду Иваново 2016 г. Содержание.

Методическая разработка проекта  «Мой город» для детей старшего и дошкольного возраста Прохорова Олеся Викторовна, педагог первой категории, педагог дополнительного образования (эколог) Проект «Мой город» для детей старшего.

Методическая разработка по позитивной социализации детей дошкольного возраста «Алгоритм «Счастливый ребенок» Предисловие «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С Социально-коммуникативное.

Методическая разработка «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой.

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Методическая разработка. «Роль дидактической игры в формирования словаря у детей дошкольного возраста» МАДОУ «ДС №15 Г. Бллаговещенск» «Роль дидактической игры в формирования словаря у детей дошкольного возраста» Разработала: Васильченко.

Методическая разработка театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста «Репка» Методическая разработка театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Репка» для детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 10:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Крючкова (УИ 113344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД