Наталья Крючкова
Методическая разработка «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»»
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, к трудовой и профессиональной деятельности; проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду взрослых; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к трудовой деятельности как к осознанной необходимости и основой жизненной потребности человека.
Публикация «Методическая разработка „Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества“» размещена в разделах
Подготовка детей к взрослой трудовой деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематически. Правильная организация трудового воспитания с самого раннего детства служит надёжной основой для его дальнейшего развития, поэтому необходимо постепенно развивать у детей (с учётом возрастных особенностей) интерес к труду взрослых, воспитание желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Особо подчёркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формированием уважительного отношения к людям труда.
В п. 2.6. ФГОС ДО одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Позитивные установки к различным видам труда являются одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов достигнутых в труде, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Кроме этого, в процессе труда развиваются способности, умения, навыки и мышление.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, у детей дошкольного возраста отображены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155) в области «Социально-коммуникативное развитие».
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества дошкольников понимается как целенаправленная организация процесса по развитию у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Таким образом, педагогический процесс по формированию положительного отношения к труду должен стать одним из важных направлений в работе дошкольных учреждений через решение следующих задач:
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- Воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
- Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Но в практике деятельности по этому направлению может быть выявлен ряд недостатков.
Недостатки в основном процессе:
- Не достаточно используется современный комплекс методов при ознакомлении с трудом взрослых;
- Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, выставках и прочее;
- Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества;
- Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие выставки, проекты, конференции, дни открытых дверей).
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
- Недостаточное количество учебно-методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества;
- Недостаток наглядного материала, на основе которого формируется интерес к трудовой деятельности;
- Недостаток дидактических пособий и дидактических игр, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми навыков трудовой деятельности;
- Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современно-технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО).
Недостатки в результатах:
У большинства детей:
- Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества;
- Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и со взрослыми;
- Недостаточно сформированы технические навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества;
- Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.
На основе выделенных недостатков можно сформулировать противоречие: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества предполагает использование системно - деятельностного подхода по педагогической организации процесса воспитания положительного отношения к труду взрослых, организации различных форм трудовой деятельности для освоения трудовых процессов и видов труда детьми, однако плохая оснащенность предметно-пространственной среды, отсутствие современных технических средств, интерактивных пособий создают проблемы и трудности в обеспечении условий для развития положительного отношения к труду.
Кроме того, современные дети не готовы самостоятельно решать возникающие
жизненные задачи, касающиеся различного вида труда и творчества.
Явно выделяется проблема: для устранения недостатков по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества необходимо обеспечение организационных и психолого-педагогических условий, которые будут способствовать успешной реализации этого процесса.
Для устранения недостатков следует обратить внимание:
- на формы и методы работы с педагогами:
- индивидуальные: беседы, консультации («Роль потешек и поговорок в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества», анкетирования, направленные на повышения уровня знаний по данной теме;
- коллективные: семинары, семинары - практикумы, мастер-классы («Работа с семьей - один из главных факторов способствующих формированию положительного отношения детей к труду»,педагогическая игра – викторина («Терпение и труд все перетрут», открытые занятия, совещания в форме круглого стола, создание мини-музеев.
Эта работа направлена на повышения уровня практических и теоретических знаний у педагогов по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества.
На изменения в средствах обучения:
- расширение картотеки сюжетно-ролевых игр («Инспектор ГИБДД», «Няня», «Автозаправщик», «Кассир», "Турагенство", "Салон мод", "Массажный кабинет", "Ветеринарная клиника" и др.).
- использование инновационных форм :
- оформление тематических портфолио,
- краткосрочные коллективные проекты "Как делают автомобили?", "Откуда хлеб к нам пришел?", "Все профессии важны, все профессии нужны" и др.,
- средства ИКТ (создание презентаций "Путешествие в мир профессий", "О труде людей транспортных профессий", "О людях мужественных профессий", создание мультимедийных пособий (мультимедийная игра «Кому что нужно?" для детей старшей группы).
- пополнение наглядного материала (альбомы «Труженики нашего села», «Все профессии важны, все профессии нужны». Издания периодической печати - это детские журналы «Умняша», «Веселые почемучки», серии книг «Чудеса своими руками»).
на формы и методы работы с родителями:
- увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества (совместные походы, благоустройство территории: оформление своих участков и помощь в оформлении участка ветерану, совместное с родителями сооружение зимних построек, совместные творческие выставки детей и родителей, оформление групповых комнат к праздникам).
- рекомендаций для родителей по данному направлению (Папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
- привлечение родителей в образовательную деятельность (Создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и другие. Встреча с интересными людьми).
- организация новых форм работы с родителями: (КВН, тренинги, диспуты и т. д.)
На формы и методы работы с детьми:
Художественная литература.
В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Конструирование.
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции различают: конструирование из строительных материалов;
конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
конструирование из природного материала.
Конструирование имеет огромное значение для всестороннего развития:
•Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
• Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности,
умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В процессе работы происходит формирование личностных качеств ребенка:
- дисциплинированности; целеустремленности; самостоятельность; активности; любознательности.
Игровая деятельность.
Сюжетно - ролевые игры играют большую роль в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых. Рекомендуется расширить картотеку сюжетно-ролевых игр: «Космонавты», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Путешествие», «Аптека», «Стройка», «Инспектор ГИБДД», «Няня», «Автозаправщик», «Кассир» и др.
Дидактические игры–способствуют усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.
Познавательно-исследовательская деятельность развивает у детей самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Формами организации познавательно-исследовательской деятельности являются экскурсии и наблюдения, задачами которых является продолжение формирования знаний и закрепление представления детей о различных профессиях; развитие познавательной активности; развитие диалогической речи; воспитание уважения к труду взрослых. Рекомендуемые экскурсии: в школу, библиотеку, аптеку, магазин, в больницу, на почту и др.
Коллекционирование.
Расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее
получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению
окружающего мира. В процессе коллекционирования у дошкольника развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование природного материала (шишки, семена, ракушки и т. д., бусинок, тканей, бумаги, круп и макаронных изделий и т. д.
Исследовательские проекты.
Развивают познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. «Молоко и молочные продукты», «Как картошка хороша» др.
Ручной труд.
Ручной труд - это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек, семян); бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п. Дети старших групп изготавливают необходимые для игры атрибуты: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, сказочных персонажей. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это приучает детей оказывать внимание окружающим, потрудиться для того, чтобы доставить кому то удовольствие. Ручной труд развивает конструктивные особенности у детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы дошкольники знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Ребёнку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы поделка получилась красивой, прочной и имела опрятный и нарядный вид.
Занятия по изобразительной деятельности можно и нужно широко использовать для изготовления полезных предметов: атрибутов для игр, коробочек для посадки черенков растений, лука, посева овса и т. д. Старшие дошкольники могут изготовить предметы для игры малышей: вылепить фрукты и овощи, печенье и конфеты, вырезать и наклеить лото, домино и многое другое. Такая общественно направленная полезная деятельность имеет большое значение для трудового и нравственного воспитания.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности состоит прежде всего в её жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми. Самообслуживание начинает осознаваться, как обязанность.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей. В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети сервируют стол, готовят всё необходимое для занятий, протирают полки от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Используя возросшие возможности детей и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие; развивает самостоятельность детей; активность; инициативу в выполнении порученных дел. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд ещё более обогащается по содержанию, становится систематическим. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно разместить его, привести в порядок после работы.
Коммуникативная деятельность.
Деятельность, предметом которой является другой человек — партнер по общению. Это ситуативные разговоры («Кем я буду когда вырасту», «Какая профессия самая важная» и др.). Беседы и разговоры с детьми, диалоги на данную проблему.
Труд в природе.
Большое внимание в образовательных программах всегда уделялось труду в природе. Этот вид трудовой деятельности формировал у детей разнообразные личностные качества, вырабатывал трудовые навыки, необходимые в дальнейшей жизни. Благодаря наличию приусадебных участков у большинства родителей, наши
дошкольники могут увидеть не только как растут овощи и фрукты, но принять активное участие в их выращивании и уходе. Но новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. Исчезают из групп аквариумы с любимыми рыбками, попугайчики. По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей трудовой деятельности взрослых.
Знакомство с профессиями.
Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше. В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Проблема усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях. Существует проблема игнорирования вопросов раннего профессионального ориентационного воспитания дошкольников. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по
формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и
творчества в современных образовательных условиях позволит достичь
хороших результатов.
Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой и творчеством, был их составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.
Ребенок познает в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством, выбором профессии.
Труд - главный воспитатель!