Изалия Исламова
Формирование условий развития коммуникативных навыков дошкольников в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье рассматривается формирование условий для развития коммуникативных навыков дошкольников в разновозрастной группе, анализируется теоретические и практические аспекты создания условий для коммуникативного развития дошкольников, проводится экспериментальное исследование.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, разновозрастная группа, педагогические условия, предметно-пространственная среда, свободная игра.
Публикация «Формирование условий развития коммуникативных навыков дошкольников в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены пять направлений, по которым должно быть обеспечено развитие ребенка [1]. Одним из них является социально-коммуникативное развитие. Процесс зарождения отношений с другими людьми наиболее интенсивно развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Фундаментом для дальнейшего развития личности становится именно первый опыт таких отношений. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Путь личностного и социального развития зависит от того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, старших и младших детей. Одновременно, заниженный уровень развития коммуникативных навыков провоцирует развитие обратного негативного результата и создает поведенческие личностные сбои, приводящие к формированию замкнутости, а также ощущения отверженности [4]. Проблема в области развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в разновозрастных группах, обуславливают необходимость разработки современных способов достижения желаемого результата. Тема проблемы особенностей взаимоотношения дошкольников рассматривалась и анализировалась и ранее в разных источниках.
Как показал анализ, к настоящему времени накоплен научный фонд характеризующий в той или иной степени закономерности становления основ коммуникативных навыков личности. Вместе с тем остаются недостаточно разработанными психолого-педагогические условия формирования коммуникативных навыков у дошкольников. Также, при изучении литературы отмечается недостаточное исследование особенностей развития коммуникативных навыков дошкольников, в частности, в условиях разновозрастных групп.
В данной работе изучались особенности коммуникативного развития дошкольников традиционного детского сада разновозрастной группы, а также в условиях разновозрастной группы вариативного детского сада. В исследовании приняли участие 50 детей, дошкольников детского сада г. Ростов-на-Дону. Для достижения цели исследования применялись следующие методики: «Коммуникативные навыки личности» А. М. Щетининой, М. А. Никифоровой; методика наблюдения по схеме Е. О. Смирновой, В. М. ; методика: «Рукавички» Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.
Мы предполагаем, что в условиях смешанной, разновозрастной группы детского сада, развитие коммуникативных навыков у дошкольников будет успешным, если будут созданы следующие условия : организация предметно-пространственной среды и режимных моментов в ДОУ; организация среды для свободной игры; создание коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с педагогами и воспитанниками,
Проанализировав полученные результаты, был сделан вывод. При создании определенных психолого-педагогических условий в традиционном детском саду показатели коммуникативных навыков увеличиваются. В контрольной группе были отмечены следующие результаты. Во-первых, старшие детки активно помогали младшим в различных видах деятельности при выполнении работы, что была непосильна малышам. Во-вторых, это поддержка детей, что в силу разных особенностей не могли полностью реализовать свои возможности. В исследовании была предпринята попытка, проведя эмпирическое исследование доказать эффективность работы в группе детского сада, организованной согласно определенных психолого-педагогическим условий, способствует развитию коммуникативных навыков дошкольников в разновозрастной группе. Согласно результатам, было выявлено повышение уровня совместной деятельности дошкольников в разновозрастной группе.