МААМ-картинки

Формирование у старших дошкольников с недоразвитием речи смыслового компонента высказывания в условиях инклюзивной практики

Мария Владимировна Порфирьева
Формирование у старших дошкольников с недоразвитием речи смыслового компонента высказывания в условиях инклюзивной практики
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ВЫСКАЗЫВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация: В статье представлена технология образовательно-коррекционной работы по формированию у дошкольников с недоразвитием речи смыслового компонента высказывания. Данная технология рекомендуется для использования в инклюзивной практике дошкольных организаций.

Публикация «Формирование у старших дошкольников с недоразвитием речи смыслового компонента высказывания в условиях инклюзивной практики» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольники, недоразвитие речи, тяжёлые нарушения речи, смысловой компонент высказывания, детская литература, инклюзивная практика.

Annotation : The article presents the technology of educational and correctional work on the formation of the semantic component of the utterance in preschool children with speech underdevelopment. This technology is recommended for use in the inclusive practice of preschool organizations.

Keywords : preschoolers, speech underdevelopment, severe speech disorders, semantic component of utterance, children’s literature, inclusive practice.

В настоящий период времени – в связи с активным развитием инклюзивных практик – в образовательных учреждениях общего типа, включая детские сады, довольно обширную группу составляют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, в том числе с речевым недоразвитием, диагнозом «тяжёлые нарушения речи» (ТНР).

Отметим, что инклюзия, являясь сложным психолого-педагогическим феноменом, подразумевает обучение лиц с нарушенным развитием вместе со здоровыми сверстниками и оказание им специализированной коррекционной помощи [4].

Инклюзия является вполне приемлемой образовательной моделью для дошкольников с речевым недоразвитием. Несмотря на сложность первичного нарушения, эти дети имеют сохранную интеллектуальную сферу, в связи с чем при адекватной организации образовательного процесса могут достигать значительных успехов в социальном, личностном, коммуникативном, познавательном развитии. Тем не мерее, дошкольники с ТНР, интегрированные общеобразовательную среду, демонстрируют значительные трудности использования словесной речи для удовлетворения потребности в коммуникации с окружающими людьми, решения игровых и познавательных задач. Как следует из материалов современных научных исследований, эти воспитанники характеризуются резко ограниченным словарным запасом, неполноценной способностью к ведению диалога, продуцированию фраз и устных монологов [3]. У дошкольников с ТНР отмечается значительное недоразвитие смыслового компонента высказывания. Это выражается в сложностях понимания ими содержания сообщений, в неумении обеспечивать структурно-семантическую организацию информативно насыщенных текстов, включающих образные выражения [2]. В результате дети с ТНР оказываются непредпочтительными для своих здоровых сверстников партнёрами по общению и деятельности. Это обесценивает смысл инклюзивной практики : ребёнок с недоразвитием речи не может успешно интегрироваться в общеобразовательную среду, успешно осваивать социокультурный опыт, «присваивать» модели конструктивного взаимодействия со взрослыми и ровесниками.

С учётом изложенного выше важное место в системе инклюзивного образования дошкольников с ТНР должно быть уделено поиску методических ресурсов и резервов для интенсификации работы по формированию у этих детей смыслового компонента высказывания.

На наш взгляд, к числу таких ресурсов относится детская литература, представленная авторскими и народными сказками, рассказами, стихами, а также произведениями иных жанров, содержание которых соответствует возрастным интересам дошкольника.

Данный материал позволяет не только содействовать преодолению имеющихся у детей с ТНР вторичных нарушений, включая недоразвитие смыслового компонента высказывания. Он призван обеспечивать планомерное формирование у воспитанников читательской компетентности, что важно осуществлять уже в условиях детского сада, поскольку это позволяет создавать основу, на которой ребёнок будет овладевать читательскими навыками и культурой на этапе школьного обучения [6].

Представим основное содержание технологии коррекционной работы, которая может быть реализована в инклюзивной практике детского сада с целью формирования у старших дошкольников с ТНР смыслового компонента высказывания.

В рамках предварительной работы педагоги устанавливают взаимодействие с родителями воспитанников. Осуществляя навигацию семьей, специалисты, наряду с решением многочисленных задач, дают рекомендации родителям относительно организации читательской деятельности детей в условиях семьи. Родители получают список произведений, с которыми они могут познакомить ребёнка в домашней обстановке. Кроме того, в детском саду организуются семинары для родителей в целях обучения их организации и руководству читательской деятельностью старшего дошкольника. Такой подход в полной мере отвечает современным установкам на процесс психолого-педагогического сопровождения семей, осуществляющих воспитание детей с проблемами в здоровье [1].

В процессе непосредственной работы с дошкольниками их знакомят с текстом того или иного произведения: сказкой, рассказом и др. Текст прочитывается вслух. Это осуществляется выразительно, в умеренном темпе, с акцентом на наиболее значимых высказываниях, позволяющих раскрыть суть темы, состояние героев, их личные качества, а также событийный аспект.

После прослушивания текста предусматривается организация беседы по его содержанию. Выясняется, о чём данное произведение (рассказ, стихотворение, сказка загадка, кто главные герои, какие события с ними произошли. Вопросы требуют чёткой, ясной и лаконичной формулировки. При необходимости содержание вопроса может воспроизводиться до 2–3 раз.

Педагогу следует стремиться к тому, чтобы в беседе участвовали все старшие дошкольники с речевым недоразвитием, дополняя ответы ровесников, задавая им и педагогу встречные вопросы.

После первичной беседы предусматривается повторное (обязательно эмоциональное, интонированное) чтение текста. Дошкольникам с ТНР даётся установка на его внимательное прослушивание.

Далее детям предлагается выполнение различных заданий и речевых упражнений, что важно для формирования смыслового компонента высказывания, для овладения дошкольниками с ТНР способностью выделять главных героев и центральные события, осуществлять последовательную и полную передачу прослушанного текста. В числе заданий, речевых упражнений могут быть следующие:

– нарисовать героев (главного героя произведения). В одних случаях дети могут рисовать одного и того же героя, например, Снегурочку из одноимённой русской народной сказки. В других случаях между детьми происходит распределение героев, которых предстоит нарисовать. Например, Красную шапочку, её маму и бабушку, волка, охотников – в соответствии с сюжетом сказки Ш. Перро «Красная шапочка»;

– под музыкальное произведение, характер которого соответствует сюжету текста, отобразить с помощью акварельных красок или иных изобразительных средств один из фрагментов повествования. Как отмечается в современных научных источниках, использование элементов музыкальной терапии позволяет оптимизировать образовательно-коррекционную работу, оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребёнка с ОВЗ, позволяет усилить его впечатление от воспринятого материала [5];

с опорой на рисунок героя устно составить его описание: портретную характеристику (например, портерную характеристику Федоры, Снегурочки, Василисы прекрасной, Красной шапочки, Кота в сапогах и др.);

– из числа заданных картинок (портретов персонажей) выбрать один: соответствующий образу героя произведения, о котором шла речь в сказке или рассказе. Например, это могут быть героини, с которыми детям приходилось знакомиться на занятиях: Маша-растеряша (из сказки Л. Воронковой, Красная шапочка (из сказки Ш. Перро, главная героиня (без имени) из рассказа Л. Пантелеева «Как девочка поросёнка говорить учила», Снегурочка, а также Василиса Прекрасная (из одноимённых русских народных сказок).

С опорой на предложенное изображение детям предлагается дополнить портретную характеристику того или иного персонажа, выполняя соответствующие речевые упражнения: подобрать эпитеты, составить синонимические ряды, включить предложенные лексемы в контекст и др.

Кроме того, в процессе образовательно-коррекционной работы большое внимание следует уделить обучению детей пересказу. Такая работа способствует развитию у детей навыков повествования. Благодаря этому отрабатывается структурная организация высказывания, формируется умение осознавать смысл микротем, раскрывать их, не нарушать композицию рассказа или сказки. Непосредственно перед пересказом целесообразно предложить детям ответить на вопросы, а также рассмотреть иллюстрации к произведению, выложить их в соответствующей последовательности. После этого старшие дошкольники с ТНР могут приступать к самостоятельному воспроизведению прослушанного текста, опираясь на иллюстративный материал, т. е. используя его в качестве опорного картинного плана. Например, такая работа может быть организована на материале сказки Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».

Большое внимание следует уделять формированию у детей с ТНР смыслового компонента высказывания на материале описаний, которые имеются в сказках и рассказах. Например, старшим дошкольникам целесообразно предлагать пересказывать фрагменты рассказа Н. Носова «Заплатка», включая описание любимых штанов Бобки, а также состояние мальчика во время работы, когда он пришивал заплатку. При пересказе рассказа М. Зощенко «Ёлка» старшим дошкольникам с ТНР можно предложить описать брата и сестру – Лёлю и Миньку. При репродукции содержания сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» детей просят представить описание природы (погоды зимой) и т. п.

Подытоживая, отметим, что регулярное проведение такой работы в небольших подгруппах содействует формированию у старших дошкольников с ТНР смыслового компонента высказывания. Дети учатся быть внимательными к содержанию текстов, выделять главное, делать описания. Благодаря прослушиванию и анализу произведений происходит активное накопление словарного запаса, типов фраз, которые ребёнок с недоразвитием речи может использовать в самостоятельной коммуникативной практике с окружающими людьми.

Список литературы

1. Викжанович С. Н., Синевич О. Ю., Четверикова Т. Ю. Медико-педагогическая навигация и формирование реабилитационной культуры семей, воспитывающих детей с проблемами в здоровье // Мать и дитя в Кузбассе. 2019. № 4 (79). С. 56–61.

2. Ковригина Л. В. Особенности формирования смысловой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № S 8. С. 52–58. URL : https://e-koncept.ru/2016/76103.htm ( дата обращения: 11.10.2020).

3. Коновалова С. Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи : монография. Омск: ОмГПУ, 2007. 170 с.

4. Кузьмина О. С. Подготовка педагогов в условиях инклюзивного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2015. 23 с.

5. Синевич О. Ю., Четверикова Т. Ю. Использование элементов музыкальной терапии в образовательно-реабилитационной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Мать и дитя в Кузбассе. 2020. № 1 (80). С. 69–75.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование у старших дошкольников положительного отношения к правильному и здоровому питаниюФормирование у старших дошкольников положительного отношения к правильному и здоровому питанию В дошкольном возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека. Поэтому организация.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Упражнения на ориентировку на листе бумаги для старших дошкольников в условиях самоизоляцииУпражнения на ориентировку на листе бумаги для старших дошкольников в условиях самоизоляции Возраст: 5 – 7 лет (старший дошкольный возраст). Цель: развивать умение ориентироваться на ограниченной плоскости посредством словесной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у старших дошкольников с недоразвитием речи смыслового компонента высказывания в условиях инклюзивной практики
Опубликовано: 9 января 2023 в 15:03
+78Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у старших дошкольников с недоразвитием речи смыслового компонента высказывания в условиях инклюзивной практики» (включая файлы) размещена пользователем Мария Владимировна Порфирьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД