Бубнова Елена
Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий в процессе ознакомления с антонимами
▼ Скачать
Формирование универсальных учебных действий, которые обеспечат школьников умением учиться, является важной задачей современной системы образования.
Овладение учащимися коммуникативных универсальных учебных действий предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи.
Публикация «Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий в процессе ознакомления с антонимами» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Актуальность исследования определяется постоянно возрастающими требованиями к коммуникационному взаимодействию членов общества, формированию у учащихся умения сотрудничать и работать в группе, принимать во внимание различные мнения, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Во введении раскрывается актуальность данной темы, формулируются проблема исследования, гипотеза, цель и задачи исследования, определяются объект, предмет и методы исследования. Разрешите не зачитывать методологический аппарат. Он представлен на слайде.
Проблема исследования: каковы условия, при которых формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся младших классов при ознакомлении с антонимами будет наиболее эффективным?
Цель работы - выявить условия, при которых формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся младших классов в процессе ознакомления с антонимами будет наиболее эффективным.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе ознакомления с антонимами.
Предмет исследования: условия, при которых возможен процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на основе работы с антонимами.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников будет эффективным при организации целенаправленной систематичной работы с антонимами как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. определить ключевые понятия исследования (коммуникативные универсальные учебные действия, формирование коммуникативных универсальных учебных действий; антонимы) на основе анализа философской, лингвистической, психологической и научно-методической литературы по проблеме;
2. проанализировать программы и учебно-методические комплекты по русскому языку для начальной школы в аспекте проблемы исследования, а также с точки зрения возможностей формирования коммуникативных универсальных учебных действий;
3. разработать методику выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся младших классов и провести диагностику;
4. разработать методику формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся младших классов в процессе работы с антонимами;
5. провести формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся младших классов при ознакомлении с антонимами;
6. выявить эффективность экспериментального обучения.
Теоретическая основа данной работы заключается в систематизации методических идей о содержании, условиях и формах организации учебного процесса, обеспечивающих формирование коммуникативных универсальных учебных действий при ознакомлении с антонимами.
Методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по теме, анализ ответов учащихся; эмпирические - наблюдение за работой школьников, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. разработана методика выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся младших классов и проведена диагностика;
2. разработана методика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся младших классов в процессе работы с антонимами.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует решению важной научной задачи – задачи разработки психолого-педагогической модели формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе ознакомления с антонимами; в том, что раскрытие содержания понятия «универсальные учебные действия младшего школьника», выявление их компонентов (целеполагание, планирование, контроль и оценка) составит основу для новых научных представлений о формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе ознакомления с антонимами. Предлагаемая в исследовании психолого-педагогическая модель способствует расширению научных представлений о содержании и методах формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе ознакомления с антонимами.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что в ней отобран и разработан дидактический материал, который может быть использован в практике преподавания русского языка в начальной школе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Определение научно-обоснованных понятий, связанных с формированием коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников : "формирование", "коммуникативные универсальные учебные действия", "целеполагание", "планирование".
2. Организация процесса обучения школьников в соответствии с ФГОС начального образования второго поколения предполагает развитие их учебной активности в процессе формирования коммуникативных учебных действий, реализующих цель начальной школы - формирование умения учиться.
3. Дидактическое обеспечивание подготовки учителя к организации процесса обучения младших школьников в условиях современного учебного процесса способствует эффективному формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе ознакомления с антонимами.