Ирина Колочкина
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах дорогах, в транспорте (из опыта работы ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах - одна из важнейших.
Работа по обучению правилам дорожного движения в МОУ Детский сад №359 Советского района Волгограда осуществляется согласно программе Р. Б. Стеркиной, Андреевой Н. Н, О. Л. Князевой «Безопасность». В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.
Публикация «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах дорогах, в транспорте (из опыта работы ДОУ)» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В детском саду в течение нескольких лет ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.
В 2009 году в детском саду была создана комната по ПДД «Школа Светофорных наук» - многофункциональный центр, где сконцентрирован методический и дидактический материал по данной теме:
• макеты; плакаты
• светофор (электрический)
• "чудо"- ковер (с перекрестками)
• настольный макет
• транспорт функционального различного назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарная машина, скорая помощь, гужевые повозки).
• атрибуты к играм и обыгрыванию различных проблемных и игровых ситуаций
• детские рисунки и коллажи
• художественная литература
В последующие годы (2010-2015 г) комната по ПДД был оптимизирована. Приобретены технические средства обучения: мультимедийное оборудование, компьютер для изучения правил безопасного поведении на улицах и дорогах; яркий, красочный баннер ; магнитная доска для демонстрации наглядного материала по данной теме ; кресло безопасности ; новые комплекты дорожных знаков. Пополнили комнату коллекцией машин - транспортом функционального назначения; материалом для продуктивной деятельности; картотекой презентаций по ПДД.
В детском саду работа педагогов с детьми не ограничивается только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя». У нас ведётся формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного».
Для решения этой цели у нас поставлены следующие задачи:
• Познакомить детей с правилами дорожного движения;
• Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
• Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
• Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
• Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
При обучении педагоги придерживаются принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных характеристик.
В детском саду эта работа активно ведется в трех направлениях:
- работа с детьми
- работа с педагогами
- работа с родителями
Организацию работы с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения мы начали с оснащения предметно развивающей среды. Во всех возрастных группах детского сада имеются центры детской деятельности по обучению дошкольников правилам дорожного движения, оборудованные макеты улиц с перекрестками (напольные, настольные, настенные, дорожными знаками, светофорами для сюжетно-ролевых игр, наглядным материалом, наборами сюжетно-ролевых и дидактических игр для детей соответственно возрасту. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации без вмешательства взрослых. В своей работе воспитатели используют имеющиеся в детском саду картины по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия. В течение года воспитатели знакомят детей с художественной литературой по правилам дорожного движения.
С правилами дорожного движения воспитатели ДОУ знакомят детей систематически и последовательно, усложняя из года в год программные требования к образовательной деятельности. В младшей и средней группах в образовательной деятельности, в играх воспитатели направляют внимание детей на движение пешеходов, транспорта, называют цвета светофора, знакомят с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «переход», «машина». Уточняют название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т. д. Полученные знания воспитанниками закрепляются в процессе образовательной деятельности: на аппликации - наклеивании светофора; на занятиях по формированию элементарных математических представлений – учат различать левую и правую стороны; на конструировании – строительство улицы, дороги. На физкультуре малышей учат двигаться в определенном направлении – вперед, назад, проводят подвижные игры. Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.
В старшем дошкольном возрасте разрозненные сведения о правилах дорожного движения воспитатели связывают в последовательную и стройную систему представлений. Дети этих групп четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, знают дорожные знаки, знают о работе сотрудников ГИБДД. Воспитатели старших групп обыгрывают правила дорожного движения в различных играх. Все дети подготовительной к школе группы умеют практически переходить улицу, четко знают дорогу от дома до детского сада. С целью закрепления у дошкольников знаний по безопасности дорожного движения нашими воспитателями используются тесты по данной проблеме, они направлены на изучение, выявление, закрепление знаний, на развитие логического мышления. Большое внимание уделяется применение полученных знаний в повседневной жизни. С этой целью воспитатели используют игры с правилами (дидактические, настольные, познавательные, спортивно-соревновательные, досуги, развлечения, кукольные спектакли. Наибольшее распространение получила сюжетно-ролевая игра, в которой дети учатся правильному поведению на улице и правильному взаимоотношению друг с другом.
Работа с педагогическими кадрами направлена на совершенствование теоретических знаний, эрудиции, повышения методического уровня в применение программ, учебных планов по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. С целью оказания помощи воспитателям проводятся консультации: "Диагностика знаний, умений, навыков по ПДД", "Игра как важнейшая форма обучения детей правилам дорожного движения", проблемные семинары "Кто прав?", деловые игры «Это правильный ответ!», «Знатоки правил дорожного движения» и др. Ежегодно в детском саду проходят конкурсы среди педагогов ДОУ: "Лучшая дидактическая игра", "Лучшая методическая разработка", «Лучший центр по ПДД».
Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным лишь при условии, что работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма педагог целенаправленно проводит в первую очередь с родителями.
Воспитатели привлекают родителей к изготовлению материала для проведения образовательной деятельности, игр, выполнению различных заданий с детьми. Для родителей проводятся конкурсы на лучший семейный рисунок, сказку по данной тематике, акции по ПДД, такие как: «Дорога требует дисциплины», «Организация предметно-развивающей среды по обучению дошкольников ПДД в детском саду и семье», «Создаём библиотеку по обучению дошкольников ПДД в семье», «Стань заметнее». Совместно с родителями созданы проекты «Правила дорожные знать каждому положено», «Азбука безопасности», «Фликеры детям, купите родители - пусть на дороге их видят водители», «Правила дорожные, знать каждому положено» и другие. В холлах детского сада для родителей оформлены яркие, красочные стенды.
С 2010 учебного года детский сад поддерживает тесное сотрудничество с детской библиотекой №1. Для детей организовываются познавательные программы, книжные выставки. Существует тесная связь с работниками ГБДД по данному направлению, а также с отрядом ЮИД школы №129.
Результативность
• Повышение интереса детей к ПДД
• Создание условий для организации совместной деятельности с детьми и родителями по охране и безопасности жизни детей
• Появление интереса у родителей к проблемам профилактики дорожно-транспортного травматизма у детей
• Отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
• Успешное участие в конкурсе «Зелёный огонёк» (2009 год– 2 место, 2015 год – 3 место)
.
В 2016 году МОУ Детский сад №359 принимал участие в Волгоградском областном образовательном форуме «Образование-2016. Работа детского сада была отмечена дипломом за II призовое место в номинации «Эффективные технологии социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС».
ТОТ, КТО НЕ СМОТРИТ ВПЕРЁД,ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОЗАДИ!
Планы на будущее
•Сформировать у детей общепринятые нормы и правила поведения на улице (дорожные правила).
•Развить умение использовать базовые ценностные представления о правилах поведения на улицах и дороге. Руководствоваться ими в собственном социальном поведении.
•Поддерживать инициативу и самостоятельность в образовательной деятельности, играх по ПДД.
•Создание комплексной системы работы детского сада по изучению правил дорожного движения на основе сотрудничества с семьей.
•Повышение квалификации и профессионализма педагогов.
•Качественное изменение условий для воспитательно - образовательной работы через усиление материально-технической базы по данному направлению.
•Участие МОУ во Всероссийских, региональных конкурсах инновационных проектов по ПДД.
Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.