Светлана Потапкина
Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах в МДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель
Потапкина С. А.
Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах в МДОУ
Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах осуществляется несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимо-отношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
Публикация «Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах в МДОУ» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
В процессе воспитания детей педколлектив ДОУ учитывает следующее:
- важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода);
- в детском саду идет обучение не только по правилам дорожного движения, но и по правилам безопасного поведения транспортных средств;
- организованная деятельность детей проводятся не только по графику и плану, а используют каждую возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил;
- проводятся досуг, смотры – конкурсы, конкурс детского рисунка;
- семинар- практикум для воспитателей, открытая организованная деятельность с детьми для начинающих воспитателей;
- развивают такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность, реакцию, как можно больше упражняясь с детьми в играх, заданиях, соревнованиях, которые нужны для безопасного поведения на улице;
- используют все доступные формы работы с детьми: (рассказы, беседы, игры, чтение книг, прогулки, и др.) не считая какую – то из форм основной;
- в каждой группе детского сада имеются уголки по правилам дорожного движения с игрушечным транспортом различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, машины скорой медицинской помощи, светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
- настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики, мозаики, атрибуты для сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.);
- в каждой группе детского сада имеются ширмы по правилам дорожного движения и правилам на дороге, где: педагоги создают возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на детей и взрослых, возможные опасные ситуации, читают детям художественную литературу, используют опыт семей по обучению детей безопасного поведения на дорогах и т. д. ;
- имеется информационный стенды для родителей «Роль родителей в воспитании безопасного поведения детей на улицах и дорогах».
В детском саду № 36 имеется комната по правилам дорожного движения с настен-ными картинами, плакатами, сюжетными картинками, отражающими дорожные ситу-ации, необходимые для безопасности на дорогах большого города. Работа ведется систематически как с группой детей, так и с подгруппами, учитывая индивидуальные особенности детей конкретной группы.
Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, организованную деятельность нужно проводить с учетом их интересов.
Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит организованную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель помогает ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. В ДОУ начинаем обучение уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.
Игра — это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Игра по инициативе ребенка — это форма его самовыражения.
Игра по инициативе воспитателя направлена на усвоение специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, безусловно, относятся и те игры, которые обучают дошкольника безопасному поведению на дороге. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.
Таким образом, выбор игры должен быть очень осторожным. Игра ни в коем случае не должна быть самоцелью! Воспитателю всегда следует ясно себе представлять, какой конкретной цели он желает достичь той или иной игрой. Эта цель должна быть сформулирована очень четко на основе конкретной темы программы ПДД и строго отвечать конкретному содержанию соответствующих пунктов Правил дорожного движения, конкретным дорожным ситуациям.
Вопросам безопасности дорожного движения в МДОУ всегда уделялось большое внимание. Пропаганда безопасности дорожного движения — это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения. Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в городах. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше малыши усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и воспитателям.