Денисенко Сергей Владимирович
Формирование у дошкольников культуры здоровья через внедрение ВФСК «ГТО» в образовательный процесс детского сада
Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия, делает актуальной проблему новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно, способных к самореализации в разных видах деятельности и оптимальному достижению социально-значимых целей. В связи с этим система развития дошкольного образования в Российской © Кравченко О. П., 2023 138 Федерации, изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Государственная Программа развития образования до 2025 г., Национальный проект «Образование» предусматривают реализацию новых подходов в дошкольном образовании, которые призваны помочь всем участникам образовательных отношений развивать свой педагогический потенциал в совместной деятельности. В представленной системе работы по формированию у дошкольников культуры здоровья через внедрение ВФСК «ГТО» в образовательный процесс, отражены национальные ценностные установки российского общества, показаны особенности развития общих компетенций, позволяющих воспитанникам решать социальные задачи, а педагогам и родителям ориентироваться на личностный потенциал воспитанника через применение инновационных здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, экологообразовательных технологий, которые сохраняют психосоматический анамнез, воспитывают ценностное отношение к своему телу, к своей личности, к своему здоровью, а также первоначально развивают потребность, а затем формируют мотив дошкольников на здоровый образ жизни. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) дошкольный уровень является одним из приоритетных, обеспечивающий формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств [8]. В соответствии с ФГОС ДО образовательной области «Физическое развитие» в дошкольном возрасте происходит «становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами» [7]. Актуальность данного вопроса подтверждается Указом Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Публикация «Формирование у дошкольников культуры здоровья через внедрение ВФСК „ГТО“ в образовательный процесс детского сада» размещена в разделах
Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. Значимой проблемой дошкольной образовательной организации является охрана и укрепление здоровья детей. По данным медицинской статистики у 80% детей имеются проблемы со здоровьем. Каждый четвертый дошкольник имеет нарушение зрения, осанки. Ключевые факторы, влияющие на состояние здоровья ребенка : развитие системы здравоохранения – 10%; экология – 20%; наследственность – 20%. Учеными доказано, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Учитывая теоретическую, практическую значимость проблемы, большое внимание в профессиональной деятельности уделяется формированию у дошкольников культуры здоровья через внедрения ВФСК «ГТО» в образовательный процесс детского сада. Нами выстроена система работы по формированию у детей интереса к своему здоровью, воспитанию установки дошкольников на здоровый образ жизни, навыков заботы о себе, мотивации на сбережение своего здоровья и здоровья окружающих. Для организации педагогической деятельности были актуализированы следующие задачи: преобразовать развивающую предметно-пространственную среду группы, разработать и внедрить нестандартное физкультурное оборудование для использования в совместной и самостоятельной деятельности детей с разными возможностями, составить комплект методических рекомендаций для повышения уровня компетентности родителей в вопросах формирования ценностей здорового образа жизни у детей. В рамках данного направления в группе были созданы необходимые условия для формирования основ ценностей здорового образа жизни у дошкольников через игровую и двигательную деятельности. Оформлена подборка комплексов утренней, бодрящей гимнастики, физкультурных минуток. Систематизирован и в ходе режимных моментов широко применяется комплекс упражнений для снятия усталости глаз, осанки, профилактики плоскостопия у детей. Разработано календарно-тематическое планирование с использованием дидактических, сюжетно-ролевых игр по приобщению воспитанников к здоровому образу жизни. Лепбук «Здоровый образ жизни» применяется для закрепления знаний детей с разными возможностями о здоровьесбережении. Выполнена подборка видеороликов для демонстрации воспитанникам правильной техники выполнения тестовых испытаний комплекса «ГТО». Составлена картотека подвижных игр для использования педагогами с применением нестандартного физкультурного оборудования для подготовки детей к выполнению тестов «ГТО». В совместной с детьми деятельности мы играем в подвижные игры «Соберем урожай» на формирование правильной техники сгибания и разгибания рук в упоре лежа. Для тренировки гибкости играем в «Веселый рыболов», «Спортивный грибник». Игры «Дорожка прыгуна» и «Спортивный театр» направлены на отработку навыков прыжков в длину, игра «Веселые кнопки» на развитие выносливости воспитанников и выполнение упражнения на поднимание туловища из положения лежа на спине. Разрабатывая нестандартное физкультурное оборудование, придерживаемся следующих принципов: внешняя привлекательность для детей, простота использования, безопасность, практичность. Для формирования компетенций здоровьесбережения воспитанников активно используются физкультурные занятия, построенные на основе разнообразных игр (игр-эстафет, игр-аттракционов, сюжетно-ролевые занятия, тематические – по видам испытаний комплекса «ГТО». Организовываются и проводятся с воспитанниками спортивные дни: «День прыгуна», «День волшебных мячей», «День силачей», «День королевы гимнастики». Детям очень нравятся прогулки-походы на территории детского сада с разным уровнем сложности; спортивная, скандинавская ходьба по заданному маршруту, оздоровительный бег с выполнением медленного бега в сочетании с быстрой ходьбой, тематические квест-походы. Активно используется в практике одна из наиболее эффективных форм активного отдыха детей – физкультурные досуги : «В гостях у Миши», «Зимушка-зима», «На лыжах», «Веселые саночки». В группе оформлен и регулярно обновляется информационный стенд «ГТО – путь к здоровью», в котором освещаются спортивные результаты воспитанников, формы и методы здоровьесбережения детей, методические рекомендации к режиму дня и питания. В рамках информационных дней для родительской общественности проводятся акции «Твои пять шагов до знака», «Нормы I-й ступени ГТО». С целью развития исследовательской деятельности детей и вовлечения родителей в образовательный процесс, внедряется метод проектной деятельности. В рамках проекта «За здоровьем – в детский сад» осуществляется ознакомление детей с нетрадиционными средствами оздоровления : самомассаж, элементы релаксации, игротерапия, дыхательная и пальчиковые гимнастики, игровой стретчинг. Результатом совместной деятельности взрослых и детей в подготовке к прохождению испытаний ВФСК «ГТО» стала успешная реализация проектов «Олимпийские надежды» и «ГТОшка». В рамках воспитания установки дошкольников на здоровый образ жизни организуется участие детей в ежегодных массовых спортивных мероприятиях: «Кросс наций», «Лыжня России», фестиваль «Первый шаг к ГТО». Воспитанники завоевывают знаки отличия и памятные медали в массовых спортивных мероприятиях ВФСК «ГТО», как в личном, так и в командном зачетах. Благодаря организованной разнообразной по формам педагогической деятельности, формирование основ ценностей здорового образа жизни у воспитанников детского сада имеет положительный эмоциональный фон, что способствует развитию положительного и бережного отношения детей к своему здоровью. Участие детей в разнообразных конкурсах является одним из показателей формирования основ культуры здорового образа жизни. Для достижения качества предоставляемых образовательных услуг особое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. С целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах здоровьясбережения детей проводятся беседы, анкетирования и опросы: «Часто ли болеет Ваш ребенок?», «Зачем играть с детьми», «Отдых в нашей семье». Проводятся творческие встречи родителей «Мастерилка», мастер-класс «Засветись», осуществляется взаимодействие с родителями при организации праздников, досугов, спортивных развлечений: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Вместе некогда грустить», «Семейный марафон», «Мы – будущие защитники». Совместно с детьми и родителями выполнены и презентованы онлайн фотозарисовки: «Спортивный уголок дома», «Спортивные традиции в семье», «Движение – это жизнь». В рамках акции «Тренажер своими руками» родители поделились опытом изготовления нестандартных пособий и атрибутов для физкультурно-оздоровительной работы с детьми : «Чудо-коврик», «Здоровое дыхание», «Ловкачи». Родители активно принимают участие в различных конкурсах, мероприятиях, фестивалях, которые проводятся детским садом или организациями города, что отражается в стабильно положительной динамике роста активности родительской общественности. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста продолжает оставаться актуальной, так как «физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения», писал А. В. Луначарский [6].
Литература
1. Волошина, Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет / Л. Н. Волошина. – Текст : электронный // Физическая культура. – URL : https://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2003N4/p39-43.htm (дата обращения : 01.02.2022).
2. Северикова, Н. М. Наследие А. В. Луначарского. Значение трудового и физического воспитания подрастающего поколения / Н. М. Северикова. – URL : (дата обращения : 02.20.2022). – Текст : электронный
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12. – URL : (дата обращения : 01.02.2022). – Текст : электронный.