Папки-передвижки

Формирование у детей умения использовать знаково-символические средства (4 фото)

Дарья Левина
Формирование у детей умения использовать знаково-символические средства
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование у детей умения использовать знаково-символические средства.

Ребенок, когда рождается, попадает не только в реальный, вещно определенный мир, в котором каждый элемент является именно этим, а не каким-либо другим, но одновременно и в мир условностей, знаков, символов. Будучи втянутым активным освоением мира в обе эти действительности, ребенок поставлен перед объективной необходимостью в разных формах своей жизнедеятельности строить средства их познания. В совместном бытии со взрослым ребенок учится понимать знаки, оперировать знаковыми системами, использовать их в собственной деятельности, и эта специфическая активность является существенным фактором развития, «очеловечивания» психики ребенка.

Публикация «Формирование у детей умения использовать знаково-символические средства» размещена в разделах

Выбор в качестве объекта поучения детей З-6 лет связан с тем, что именно в этом возрасте нагляднее всего видны основные "узлы" формирования знаково-символической функции (ЗСФ) : появляются внутренний план деятельности и наглядно-образное мышление, элементы воображения, первые формы креативности и попытки создания и реализации замысла и т. д. Сам дошкольный возраст может рассматриваться как модель, иллюстрирующая эволюцию ЗСД. В старших возрастах мы будем иметь дело с уже "ставшей" функцией и не застанем ни отправных точек формирования отдельных знаковых процессов, ни начальных фаз образования 3СД как системы.

Современная культyра представлена большим многообразием знаково-символических систем (наука, литератyра, живопись, музыка, театр, кино, телевидение и пр.). У каждой системы свой язык, который необходимо усвоить и понимать и взрослому и ребенку.

Проблемой знака занимается и психология. В отечественной психологии первым ученым, который обратил внимание на проблему роли знака в психогенезе и развитии семиотической функции был Л. С. Выготский. Л. С. Выготский считал, что овладение новыми средствами (т. е. знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень интеллектуального развития.

Оперирование знаково-символическими средствами начинается задолго до школы. Жест, по Л. С. Выготскому, - это генетически исходная форма, лежащая в основе других символических форм : словесной речи, символической игры, детского рисунка. С помощью них происходит развитие на становление письменной речи.

Л. С. Выготский определил ступени символического развития ребенка.

Рисунки - символика первой ступени, когда ребенок изображает предметы, а не слова. Это графическая речь ребенка. Роль игры в рисунок можно рассматривать как предысторию появления письменного знака.

Роль знаково-символической системы в нашей современной жизни вообще и в процессе учебы в школе и в вузе, в частности, все возрастает. От этого никуда не уйти. И ребенок должен быть подготовлен к пониманию основ семиотики, должен уметь оперировать моделированием и другими видами знаково-символической деятельности.

Итак, информация может быть представлена не только в устной и письменной форме естественного языка, но и в условных формах : схемах, диаграммах, графиках, картах, чертежах. В каждой науке есть своя научная символика. И детей нужно научить переводить информацию, выраженную в одной знаково-символической системе в другие.

Фрагменты занятий по формированию умения использовать знаково-

символические средства

Фрагменты занятий первого этапа

Задание 1.1

Воспитатель показывает детям различные знаки и задает вопросы :

• Перед вами различные знаки. Какие из них вам приходилось

• видеть раньше?

• Где вы их встречали?

• Как вы думаете, зачем они нужны?

«Прочитайте» знаки.

• Что помогло вам понять, о чем они говорят вам?

(Рисунок 1)

Задание 1.2

Воспитатель показывает дорожные знаки и задает вопросы :

• Как вы думаете, кто с кем говорит с их помощью?

• Для чего они нужны?

• Попытайтесь понять, что обозначает каждый знак, учитывая то, что красные контуры говорят о запрещении или ограничении, а синие – разрешают и сообщают.

Задание 1.3

Детям предлагается «записывать» свои наблюдения за погодой при помощи общепринятых знаков (облачко, тучка, солнышко, капли дождя, снежинки) и придумывать свои обозначения (радуга - семицветный мост, град – белый горошек, гроза - зигзаг молнии и барабан).

Задание 1.4

Проводится игра «Ритмические узоры». Сначала создается узор. Его нужно придумать и нарисовать. Например, маленьким треугольником обозначить тихий хлопок. В таком случае, воспитатель спрашивает:

• Как тогда будет выглядеть на бумаге громкий хлопок?

• Как обозначить череду громких и тихих хлопков, исполненную воспитателем : громкий, громкий, тихий хлопок?

• Как обозначить прыжки, приседания, повороты, пропеваемые детьми звуки и другие компоненты узора?

Дети придумывают и озвучивают самые разные узоры, учатся продолжать узор по образцу, искать ошибки в них путем озвучивания и т. д.

Фрагменты занятий второго этапа

3адание 2.1

Вниманию детей предлагается для игры в «Страну наоборот». Заполняется только первая строчка. Ребенку нужно придумать действия и символы, антонимичные данным.

(Рисунок 2)

3адание 2.2

Махаону II - царю бабочек - необходимо знать, сколько цветков распустилось на растении каждого вида. На участке или в группе выбирается несколько растений, цветки которых заметно отличаются по внешнему виду. 3адача детей - придумать, как схематично изобразить цветки (это требует внимания к форме и числу лепестков, их взаимному расположению, и указать их число цифрамlи или соответствующим числом точек).

Фрагменты занятий третьего этапа

Задание З. 1

Детям предлагается подсказка, с помощью которой они смогут актуализировать свои представления. Например:

Рассмотрите рисунок. О чем может рассказать нам небо? (Можно узнать о времени суток, о погоде, раньше люди пользовались лунным календарем и ориентировались по звездам).

(Рисунок 3)

Задание З. 2

Пользуясь подсказкой своего гостя - Капризного Утра, ребятам нужно рассказать, как правильно чистить зубы. (Движения «пружина» (вверх-вниз, «маятник» (влево-вправо, «пчела» (по спирали, «за дверью» (очищается внугренняя поверхность зубов).)

(Рисунок 4)

Задание З. 3

Согласно сюжету занятия или в рамках игры детям предлагается «прочитать» символьное письмо, инструкцию или разгадать загадку.

(Рисунок 5)

Фрагменты занятия четвертого этапа

Задание 4.1

По результатам беседы детям предлагается придумать и нарисовать знаки-рекомендации тем, кто отправляется на прогулку в осенний парк. Ребята «пишут» о том, что необходимые для проведения задуманного опыта веточки не нужно срывать, их можно подобрать на земле; нельзя брать в руки незнакомые грибы и ягоды; не стоит без необходимости рвать ягоды, которыми питаются птицы и другие животные.

(Рисунок 6)

Задание 4.2

Познакомив детей с народными приметами, связанными с ясной погодой, воспитатель предлагает ребятам найти рисунки, соответствующие каждой из них: ветер у земли и облака движутся в разных направлениях; дым из труб поднимается вверх, птицы поют в дождь, лепестки фиалки раскрыты, ветви ели подняты вверх. Старшим дошкольникам можно предложить подумать, как будут звучать аналогичные приметы, предвещающие дождь. Пользуясь образцом, нужно нарисовать «угаданные» приметы.

(Рисунок 7)

Формирование у детей умения использовать знаково-символические средства
Фото №1 Формирование у детей умения использовать знаково символические средства Фото №2 Ребенок когда рождается попадает не только в реальный вещно определенный мир в котором каждый элемент является именно этим а не каким либо другим но одновременно и в мир условностей знаков символов Фото №3 Будучи втянутым активным освоением мира в обе эти действительности ребенок поставлен перед объективной необходимостью в разных формах своей жизнедеятельности строить средства их познания
Публикации по теме:

Особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения.

Дидактическая игра на формирование ЭМП и развития умения ориентироватся в пространстве «Новогодняя ёлочка»Дидактическая игра на формирование ЭМП и развития умения ориентироватся в пространстве «Новогодняя ёлочка» Дидактическая игра на коврографе Воскабовича на развитие и формирование элементарных математических представлений. "Новогодняя ёлочка".

Игры на развитие мышления, внимания, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализироватьИгры на развитие мышления, внимания, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать Игры на развитие мышления, внимания, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать. «Боровички» Вариант 1 «Что изменилось?».

Использование знаково-символической деятельности в работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников Одно из направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые.

Консультация «Как использовать фотомоделирование в работе с детьми» Как использовать фотомоделирование в работе с детьми. Моделирование – это метод обучения, который помогает ребенку дошкольного возраста.

Как можно использовать су-джок массажёр Как можно использовать су-джок массажёр Мы неоднократно говорили о том, что развитие ручной моторики связано с развитием речи ребёнка..

Конспект НОД по формированию умения общаться со сверстниками и взрослыми у детей дошкольного возраста Цель: обучать детей умению слушать собеседника; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу в общении: быть внимательным к партнеру,.

Консультация «О воспитании у детей желания и умения преодолевать трудности» .

Консультация «Воспитания у детей желания и умения слушаться старших» Консультация: «Воспитания у детей желания и умения слушаться старших» Среди многих задач нравственного воспитания детей одна из важных,.

Возрастные особенности детей 3–4 лет. Умения и навыки детей к 4 годам 1 Игровая деятельность. Отражение в сюжете игры взаимодействия взрослых (мама — дочка, врач — пациент, парикмахер — клиент, капитан — матрос.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у детей умения использовать знаково-символические средства
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 23:25
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей умения использовать знаково-символические средства» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Левина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД