Дарья Левина
Формирование у детей умения использовать знаково-символические средства
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей умения использовать знаково-символические средства.
Ребенок, когда рождается, попадает не только в реальный, вещно определенный мир, в котором каждый элемент является именно этим, а не каким-либо другим, но одновременно и в мир условностей, знаков, символов. Будучи втянутым активным освоением мира в обе эти действительности, ребенок поставлен перед объективной необходимостью в разных формах своей жизнедеятельности строить средства их познания. В совместном бытии со взрослым ребенок учится понимать знаки, оперировать знаковыми системами, использовать их в собственной деятельности, и эта специфическая активность является существенным фактором развития, «очеловечивания» психики ребенка.
Публикация «Формирование у детей умения использовать знаково-символические средства» размещена в разделах
Выбор в качестве объекта поучения детей З-6 лет связан с тем, что именно в этом возрасте нагляднее всего видны основные "узлы" формирования знаково-символической функции (ЗСФ) : появляются внутренний план деятельности и наглядно-образное мышление, элементы воображения, первые формы креативности и попытки создания и реализации замысла и т. д. Сам дошкольный возраст может рассматриваться как модель, иллюстрирующая эволюцию ЗСД. В старших возрастах мы будем иметь дело с уже "ставшей" функцией и не застанем ни отправных точек формирования отдельных знаковых процессов, ни начальных фаз образования 3СД как системы.
Современная культyра представлена большим многообразием знаково-символических систем (наука, литератyра, живопись, музыка, театр, кино, телевидение и пр.). У каждой системы свой язык, который необходимо усвоить и понимать и взрослому и ребенку.
Проблемой знака занимается и психология. В отечественной психологии первым ученым, который обратил внимание на проблему роли знака в психогенезе и развитии семиотической функции был Л. С. Выготский. Л. С. Выготский считал, что овладение новыми средствами (т. е. знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень интеллектуального развития.
Оперирование знаково-символическими средствами начинается задолго до школы. Жест, по Л. С. Выготскому, - это генетически исходная форма, лежащая в основе других символических форм : словесной речи, символической игры, детского рисунка. С помощью них происходит развитие на становление письменной речи.
Л. С. Выготский определил ступени символического развития ребенка.
Рисунки - символика первой ступени, когда ребенок изображает предметы, а не слова. Это графическая речь ребенка. Роль игры в рисунок можно рассматривать как предысторию появления письменного знака.
Роль знаково-символической системы в нашей современной жизни вообще и в процессе учебы в школе и в вузе, в частности, все возрастает. От этого никуда не уйти. И ребенок должен быть подготовлен к пониманию основ семиотики, должен уметь оперировать моделированием и другими видами знаково-символической деятельности.
Итак, информация может быть представлена не только в устной и письменной форме естественного языка, но и в условных формах : схемах, диаграммах, графиках, картах, чертежах. В каждой науке есть своя научная символика. И детей нужно научить переводить информацию, выраженную в одной знаково-символической системе в другие.
Фрагменты занятий по формированию умения использовать знаково-
символические средства
Фрагменты занятий первого этапа
Задание 1.1
Воспитатель показывает детям различные знаки и задает вопросы :
• Перед вами различные знаки. Какие из них вам приходилось
• видеть раньше?
• Где вы их встречали?
• Как вы думаете, зачем они нужны?
• «Прочитайте» знаки.
• Что помогло вам понять, о чем они говорят вам?
(Рисунок 1)
Задание 1.2
Воспитатель показывает дорожные знаки и задает вопросы :
• Как вы думаете, кто с кем говорит с их помощью?
• Для чего они нужны?
• Попытайтесь понять, что обозначает каждый знак, учитывая то, что красные контуры говорят о запрещении или ограничении, а синие – разрешают и сообщают.
Задание 1.3
Детям предлагается «записывать» свои наблюдения за погодой при помощи общепринятых знаков (облачко, тучка, солнышко, капли дождя, снежинки) и придумывать свои обозначения (радуга - семицветный мост, град – белый горошек, гроза - зигзаг молнии и барабан).
Задание 1.4
Проводится игра «Ритмические узоры». Сначала создается узор. Его нужно придумать и нарисовать. Например, маленьким треугольником обозначить тихий хлопок. В таком случае, воспитатель спрашивает:
• Как тогда будет выглядеть на бумаге громкий хлопок?
• Как обозначить череду громких и тихих хлопков, исполненную воспитателем : громкий, громкий, тихий хлопок?
• Как обозначить прыжки, приседания, повороты, пропеваемые детьми звуки и другие компоненты узора?
Дети придумывают и озвучивают самые разные узоры, учатся продолжать узор по образцу, искать ошибки в них путем озвучивания и т. д.
Фрагменты занятий второго этапа
3адание 2.1
Вниманию детей предлагается для игры в «Страну наоборот». Заполняется только первая строчка. Ребенку нужно придумать действия и символы, антонимичные данным.
(Рисунок 2)
3адание 2.2
Махаону II - царю бабочек - необходимо знать, сколько цветков распустилось на растении каждого вида. На участке или в группе выбирается несколько растений, цветки которых заметно отличаются по внешнему виду. 3адача детей - придумать, как схематично изобразить цветки (это требует внимания к форме и числу лепестков, их взаимному расположению, и указать их число цифрамlи или соответствующим числом точек).
Фрагменты занятий третьего этапа
Задание З. 1
Детям предлагается подсказка, с помощью которой они смогут актуализировать свои представления. Например:
Рассмотрите рисунок. О чем может рассказать нам небо? (Можно узнать о времени суток, о погоде, раньше люди пользовались лунным календарем и ориентировались по звездам).
(Рисунок 3)
Задание З. 2
Пользуясь подсказкой своего гостя - Капризного Утра, ребятам нужно рассказать, как правильно чистить зубы. (Движения «пружина» (вверх-вниз, «маятник» (влево-вправо, «пчела» (по спирали, «за дверью» (очищается внугренняя поверхность зубов).)
(Рисунок 4)
Задание З. 3
Согласно сюжету занятия или в рамках игры детям предлагается «прочитать» символьное письмо, инструкцию или разгадать загадку.
(Рисунок 5)
Фрагменты занятия четвертого этапа
Задание 4.1
По результатам беседы детям предлагается придумать и нарисовать знаки-рекомендации тем, кто отправляется на прогулку в осенний парк. Ребята «пишут» о том, что необходимые для проведения задуманного опыта веточки не нужно срывать, их можно подобрать на земле; нельзя брать в руки незнакомые грибы и ягоды; не стоит без необходимости рвать ягоды, которыми питаются птицы и другие животные.
(Рисунок 6)
Задание 4.2
Познакомив детей с народными приметами, связанными с ясной погодой, воспитатель предлагает ребятам найти рисунки, соответствующие каждой из них: ветер у земли и облака движутся в разных направлениях; дым из труб поднимается вверх, птицы поют в дождь, лепестки фиалки раскрыты, ветви ели подняты вверх. Старшим дошкольникам можно предложить подумать, как будут звучать аналогичные приметы, предвещающие дождь. Пользуясь образцом, нужно нарисовать «угаданные» приметы.
(Рисунок 7)