Ольга Томилина
Особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков, умений, развития мышления детей.
Под пространственными представлениями понимают представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов.
Они выражаются понятиями о таких пространственных признаках предметов как форма,
их протяженность (высокий – низкий, длинный - короткий,
Публикация «Особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве» размещена в разделах
понятиями о направлениях (вперед – назад, вверх – вниз, налево - направо,
о расстояниях (близко - далеко,
об их отношениях (ближе - дальше, о местоположении (в середине).
Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем умственного развития ребенка. Вначале своего развития ребенок научается рассматривать себя как часть мира, существующего вне себя. У ребенка начинают возникать объективные понятия в качестве знаньевых проекций объектов окружающего мира. Ребенок начинает понимать, что эти предметы находятся в пространственных взаимоотношениях друг с другом.
В процессе взаимодействия приобретаемого в общении с окружающим миром опыта и его знаньевой переработки у ребенка формируются определенные представления о закономерностях окружающего пространства.
Развитие ориентировки в пространстве начинается с различений пространственных отношений собственного тела. Дети познают себя и собственное тело через различного рода ощущения: боль или дискомфорт, напряжение или расслабление, голод или сытость, сырость или сухость, ощущение горячего или холодного, сладкого или кислого, а также через различные соприкосновения с другими людьми.
Следующий уровень развития пространственных представлений, которыми овладевают дети, - это взаимодействие с внешним пространством. Данный этап развития ориентировки в пространстве осуществляется за счет зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов. Здесь пространственные представления касаются взаимоотношений между двумя или несколькими предметами, находящимися в окружающем пространстве, а также нахождения внешних объектов по отношению к собственному телу. Дети оперируют такими понятиями, как «далеко», «близко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева» и т. д.
Сначала формируются представления вертикали («верх-низ», затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем - о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади». Итогом развития пространственных представлений детей на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления).
И, наконец, третий уровень - уровень вербализации пространственных представлений, то есть пространство, отраженное в речи. Оно включает все предложные конструкции нашего языка, модификации, происходящие вследствие употребления творительного (кем? чем) и родительного (кого? чего) падежей, сравнительные категории и т. д. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т. п.) появляются в речи детей позднее, чем такие слова, как «верх», «низ», «близко», «далеко» и т. п.
Развитие пространственных представлений следует начинать с различного рода массажей, прикосновений и т. п. Детям до 7-ми летнего возраста необходимо как можно больше играть в пространственные игры и находиться в трехмерном пространстве (детская площадка во дворе, лес, цирк, спортивный зал, пляж, бассейн, театр и т. д., а также как можно меньше взаимодействовать с плоскостью (телевизор, компьютер, плоскость листа и т. д.).
В развитии у ребенка пространственных представлений можно использовать различные «маркеры», которые «заставили бы его буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, верх и низ, и это неизбежно и неизменно».
Таким образом, в норме к 6-7 годам дети должны освоить основные пространственные соотношения, хорошо различать положение фигур на плоскости, овладеть умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов. В 6-7 лет дети не должны допускать ошибок при дифференцировке таких положений в пространстве, как «верх - низ», «правое - левое», «спереди - сзади» и т. п. Развитие пространственных представлений является необходимым условием формирования пространственного мышления.
ПОДВЕДЕМ ИТОГ ВЫШЕСКАЗАННОГО:
Итак, в формировании пространственных представлений у дошкольников выделяют 4 этапа, каждый из которых в своем развитии основываются на предыдущем:
1этап (0 до 3лет) – ориентировка в собственном теле. В норме в 1-2года ребенок способен ориентироваться на себе, различает свои части тела, кроме правой и левой сторон тела.
2этап (3-4 года) —ориентировка в окружающем пространстве; Выделяет раньше всех верхнее направление, затем нижнее. После «впереди» - «сзади», потом «справа» - «слева».
3 этап—восприятие пространственных отношений между предметами;
4 этап—ориентировка на плоскости
Пространственные представления детей составляют базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие психические функции. Дети с неразвитой ориентировкой в пространстве будут испытывать затруднения при сканировании текста с листа (могут зеркалить, и, следовательно, при формировании таких школьных навыков как чтение (дислексия, письмо (дисграфия, счет (дискалькулия). Поэтому одним из важнейших условий психического развития является своевременное формирование у детей пространственных представлений.