Кузнецова Татьяна
Формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для человека естественно любить. Это и любовь к родителям, к милой сердцу улочке, к родному городу и, конечно же, к России. Чувство Родины, любовь к Отчизне начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка-патриота.
Публикация «Формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых важных и актуальных задач дошкольного образовательного учреждения нашего времени. Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины, её традиций, истории – изучение своей семьи.
Именно поэтому патриотическое воспитание дошкольников - приоритетное направление деятельности педагогического коллектива ДОУ. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы.
Одним из наиболее эффективных средств воспитания, в частности патриотического, на наш взгляд, является проектная деятельность. Она позволяет создать естественную ситуацию общения и взаимодействия детей и взрослых. Кроме того, знания, приобретаемые детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта.
С целью содействия возрождению традиций семейного воспитания, формирования интереса к истории семьи и дома нами был разработан проект «Семь «Я», который реализуется в текущем учебном году.
Задачи проекта: формировать у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях; воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности. Участниками проекта стали педагоги ДОУ, воспитанники средней группы и их родители.
Тип данного проекта практико-ориентированный, творческий, долгосрочный. Проект проводится поэтапно.
На подготовительном этапе мы определили задачи; провели анализ имеющейся методической и специальной литературы; определили сроки проведения проекта; разработали план мероприятий; составили конспекты занятий, разработали беседы по познавательному развитию, подобрали консультации, наглядную информацию для родителей, иллюстративный материал по теме «Семья»; провели вводный мониторинг.
Для выполнения целей и задач проекта используются разные формы работы : цикл НОД («Моя семья – моя крепость», «Что означают наши имена», «Семейные обычаи», «Чем пахнут ремесла?» и др.); беседы «Добрые избы», «Жилище народов мира», «Выходной день в моей семье», «Кого называют героем»; консультации «История наших имен», «Как создать родословную своей семьи», «История моей семьи», «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»; совместная деятельность (оформление книги «Моя семья», журнала «Встречаем гостей»); мастер-классы по изготовлению макета семьи, дидактических игр; создание мини-музея («Игрушки моей бабушки»); совместные досуги «Папа, мама, я – спортивная семья», «Вот какая бабушка» к дню пожилого человека, «А, ну-ка, дедушки!»; выставки детских рисунков и совместных поделок («От скуки на все руки», «Любимой мамочки портрет», «Наши защитники», «Вместе играем и вместе поем», «Золотые руки бабушки и дедушки»); чтение художественной литературы (русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Посидим в тишине» Е. Благинина, «А что у вас?» С. Михалков, «Мамины руки» З. Воскресенская, сказки «Морозко», «Золушка» Ш. Перро, ненецкая сказка Кукушка»); рассматривание репродукций с картин художников Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком»; праздничные концерты («Мама – главное слово в нашей судьбе», «Лучший праздник – Новый год», создание фотоальбомов («Я помогаю маме», «Мои любимые игрушки», «Мама с папой на работе»); фото-вернисажа «Мой папа-солдат России», презентаций «Лучше моей бабушки нет!», «Мой друг – дед»; проведение конкурсов дидактических игр, на лучшее сладкое блюдо «Гости на пороге»; интерактивной игры «Пословицы и поговорки о семье».
На заключительном этапе проекта будет проведен опрос родителей и педагогов о его эффективности. Уже сейчас можно сказать, что реализация проведенных мероприятий позволила создать союз педагогов, родителей и детей по формированию нравственных качеств личности у дошкольников, вовлечь родителей в образовательный процесс, как того требует ФГОС ДО. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Благодаря данному проекту, мы надеемся, что дети получат необходимую информацию о своей семье, повысится компетентность родителей в вопросах семейного воспитания. И главный предполагаемый результат, который мы ожидаем получить, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.