Наталия Гущина
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Свое выступление хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского «Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В последние годы наблюдается негативная тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических слоев населения, в том числе и детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагога должна быть направлена на развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ, формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды.
Публикация «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Сегодня в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Целью оздоровительной работы в ДОУ является поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщение его к здоровому образу жизни. Нужно научить детей с детства следить за своим здоровьем.
Изучение методической литературы по данному вопросу, нацелило меня на создание методических условий для формирования ЗОЖ у детей младшего возраста, углублённое изучение данной проблемы через самообразование и передовой педагогический опыт, трансляцию накопленного опыта среди коллег в Интернет сообществе.
Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов.
Поставила цель—развитие у младших дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни.
Для достижения своей цели, я выделила следующие задачи:
1. формировать у детей представления о ценности здоровья, желание вести ЗОЖ, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью;
2. формировать потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
3. развивать умения различать и называть органы чувств, формировать
представление о их роли в организме;
4. развивать умения различать вредную и полезную для здоровья пищу;
5. воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью,
здоровью других детей;
6. воспитывать интерес к активным видам отдыха;
7. вовлекать родителей воспитанников, специалистов в работу, направленную на воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Работа проводилась поэтапно:
- изучила методическую литературу;
-провела педагогическую диагностику по изучению сформированности здорового образа жизни детей группы
-провела опрос родителей
-был разработан перспективный план по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ с включением семей воспитанников
- пересмотрена РППС
Содержание работы с детьми по формированию начальных представлений о ЗОЖ я разделили на несколько тематических разделов: "Я человек", "Я и природа", "Я и спорт"
Для реализации задач раздела «Я –человек» широко использовала чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций, занятия, беседы, практические упражнения, совместные творческие работы, с\р игры, раскрывающих сущность здоровья, обеспечивающих первоначальные представления о человеческом организме, о функциях его частей, о значимости соблюдения КГН, о заботливом отношении ко всему человеческому телу.
Для реализации раздела «Я-природа» проводила мероприятия устанавливающие взаимосвязь, зависимость между здоровьем человека и окружающей средой. Расширению и закреплению полученных представлений способствовали познавательные досуги, беседы, наблюдения, проблемные ситуации, проводились экскурсии по территории детского сада и за пределы ДОУ по ознакомлению с окружающим миром.
Целью экскурсий было не только наблюдение за растениями, сезонными изменениями в жизни природы, но и ознакомление детей с благоприятным воздействием природы на здоровье человека и значением природы для здорового образа жизни. В экускурсии включала следующие оздоровительные мероприятия – подвижные и спортивные игры, занятия физической культурой, в тёплое время года - игры с водой, песком, самомассаж, ходьба босиком по песку, дорожкам, обливание ног.
Третий раздел «Я и спорт» представлен мероприятиями, направленными на формирование представлений о здоровом образе жизни, как основе сохранения и укрепления здоровья и интереса к спорту и физическим упражнениям: это –
- физкультурные досуги;
- УГГ с использованием различных атрибутов на разную тематику («Птички», «Космонавты», «Музыканты», «Зайчики», «Цветы»» и др.);
- дыхательная гимнастика;
- игровые занятия, построенные на основе подвижных игр;
- сюжетно-игровые занятия (квесты) с выполнением различных заданий на прогулке;
- игры с нетрадиционным физкультурным оборудованием.
Оформляла фотовыставки с фотографиями детей совместно с родителями «Мы любим спорт», «Я и дома и в саду с физкультурою дружу».
Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на успешное формирование у детей представлений о здоровом образе жизни практически невозможно. Поэтому мной были использованы разные формы взаимодействия с родителями - досуговые, познавательные, наглядно-информационные :
консультации; буклеты, памятки; выставки с медиатекой, методической и детской литературой по здоровому образу жизни; выставки семейного физкультурного оборудования, часто используемое детьми в домашних условиях - «Мы любим спорт!». Родители приняли участие: в акциях («Зеленая Россия", "Экологический субботник», «Сделаем мир чище!»);конкурсе зимних построек. С родителями были проведены:
- мастер-класс «Мусор смело пустим в дело», где родители вместе с детьми приняли участие по изготовлению нестандартных физкультурных атрибутов из бросового материала для ежедневных физкультурных занятий в группе и на прогулке.
- семинар-практикум «Способы использования массажного мяча "Су-джок».
- круглый стол «Отдых всей семьей» - родители делились опытом семейного воспитания по физическому развитию («Наша спортивная семья» - катание на беговеле).
- спортивные семейные досуги.
Проделанная мною работа подтверждает эффективность выбранных форм, методов по формирования здорового образа жизни.