Надя Мешкова
Формирование у детей интереса к художественному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей интереса к художественному творчеству
Мир вокруг нас прекрасен, разнообразен и изменчив. Он полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его изо дня в день. Так исподволь складывается его внутренняя жизнь, которая может реализоваться в творчестве. Вводить детей в мир искусства, творчества следует как можно раньше, постепенно, систематически, от простого к сложному, от конкретного к общему. Детей можно и нужно научить говорить на языке художников.
Публикация «Формирование у детей интереса к художественному творчеству» размещена в разделах
Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребенка. В первый год жизни ребенка происходит окончательное формирование первой сигнальной системы; совершенствуются органы чувств, ребенок учится видеть, слышать, осязать, различать формы и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. В течении второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи (пассивной и активной, претерпевает значительные изменения ориентировочно - познавательная деятельность.
Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно – творческую деятельность. В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника – творца.
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитие ребенка. Б. М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей… Решая задачу изобразить увиденное, ребенок неизбежно, приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».
Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыка анализа, синтеза, сопоставление, сравнение, обобщения и т. п.
Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свои рисунки с натурой, с работами товарищей. Создание образа невозможно без обобщения, без целостного восприятия предметов. На основе умственных операций ребенок представляет результат своей работы, учится оперировать понятиями.
В процессе рисования с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению, а при рисовании по представлению – память.
Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворении, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Благодаря рисуночной деятель6ности развивается зрительно – двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать работу, находить и исправлять ошибки, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.
Младший дошкольный возраст заключает в себе большие возможности для развития у детей восприятия и представлений. Интерес к окружающему миру у детей двух – трех лет очень велик. Ребенка привлекают звуки и краски природы. Малыши очень любят игрушки и книжки с картинками. Но могут ли они достаточно полно и глубоко воспринимать все это без соответствующей подготовки и, без помощи взрослых? К сожалению нет. Поэтому, только от взрослых зависит развитие восприятия ребенка. Каждый воспитатель и родитель при желании и соответствующем умении может вызвать у детей эмоциональный отклик на любое состояние погоды. Вместе с ним дети могут радоваться солнцу, дождю, туману и ветру. Малыши «ловят» солнечных зайчиков и «собирают» капли дождя, смотрят сквозь листок тополя на знакомый участок и видят его зеленым волшебным царством и многое другое.
Работу по восприятию окружающего мира надо проводить постоянно. Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнованное удивление и радостное внимание взрослого. («Какие красивые цветы! Какая замечательная зеленая травка!».
Детское восприятие должно быть целостно. «Красота сама собой влияет на душу, - замечал В. А. Сухомлинский – и не требует разъяснения.»
Однако работа по развитию восприятия не должна ограничиваться ознакомлением детей с природой. Большие возможности заключают в себе игрушки, которые постоянно присутствуют в играх детей.
Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией. Нередко картинки в книгах являются первыми произведениями выразительно искусства, с которыми знакомится ребенок. От того, как организуется и проводится данная работа зависит, полюбят ли дети этот вид изобразительного искусства. Поэтому:
• Содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно детям. Надо, чтобы каждый ребенок был знаком с художественным произведением (сказкой, потешкой, которое иллюстрировал художник;
• В иллюстрации, с помощью разных средств выразительности должны быть переданы определенное настроение (веселое. грустное) и характеры героев (добрый, злой).
Рассматривая с детьми ту или иную иллюстрацию, надо обязательно выяснить, кто из персонажей им больше всех понравился. Не следует стремиться к тому, чтобы младшие дети обязательно давали словесный ответ. Ребенок может выразить свое отношение жестом, мимикой. Рассматривание иллюстраций можно включить в занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, а также в музыкальные.
Формирование у детей интереса к художественному творчеству происходит посредством игры, которая используется для решения двух основных задач. Во–первых, превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело. Во–вторых, обеспечить малышу естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.
Организация уголка занимательного рисования.
При организации развивающей среды следует опираться на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике. (Г. Г. Григорьева, 1999г.)
- принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей в процессе творчества;
- принцип стимулирования активности, самостоятельности творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и темп рисования;
- принцип стабильности – динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и, по возможности, в различной обстановке. Дети могут изменять эту среду по своему усмотрению, если этого требуют их настроение, замысел.
Особое внимание следует уделить организации специального места для рисования и размещения оборудования. В уголке для рисования должны находиться мольберты, достаточно легкие и удобные по конструкции, чтобы дошкольники могли самостоятельно передвигать их в любое место. К шкафам, полкам, где находятся различные материалы, необходимо обеспечить свободный доступ. Обязательно должны быть бумага разного цвета, фактуры, формата; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель) и т. п; инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые, различные по жесткости ворсом, полоск картона, различные по толщине нитки, печатки и шаблоны, розетки для краски, непролевайки для воды, салфетки, подставки под инструменты и т. д.)
Все это оборудование удобно храниться в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводиться постепенно, по мере ознакомления с ним детей на занятиях.
Уголок украшается рисунками детей, которые помещаются на специальный стенд. В уголке для рисования находятся папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациям к сказкам, рассказам. Оформляется отдельная папка и образцами рисунков, выполненных с помощью традиционных техник выполнения.
На занятиях по изобразительной деятельности рекомендуется использовать музыкальные произведения. Поэтому в группе должен быть магнитофон с музыкой различного характера, настроения.
Для самостоятельного занятия в уголке:
- ребенок должен иметь максимум свободы для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;
- ребенок не может быть ограничен в выборе нужных для рисования материалов (акварель, гуашь, кисти, цветные карандаши и т. д.);
- сюжет рисунка не критикуется;
- рисунку (пусть даже не удачному) должно быть уделено внимание со стороны взрослого.