Светлана Николаева
Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста. Участвуя в театрализованных постановках, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Публикация «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека - это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое, свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество - это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Работа по организации театрализованной деятельности начинается в младшем дошкольном возрасте. И начинается она с ознакомления малышей с первыми театрализованными действиями в процессе игр-забав, при прослушивании выразительного чтения стихотворений и сказок. Воспитатель предлагает детям изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, рычит волк, бежит лиса, шелестят листочки. Такие действия сопровождаются подходящими стихами и песенками. Выполняя действия с игрушками, дети с удовольствием перевоплощаются в различных персонажей, они не только учатся действовать с ними, но и сами исполняют некоторые роли.
К 4 годам у детей формируется умение пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной игровой роли, объединяться со сверстниками в играх-имитациях, более активно проявляется воображение и творчество. В средней группе при проведении творческих имитационных игр формируется умение с помощью мимики, жестов, движений передавать различные эмоциональные состояния персонажей (зайчик заблудился, испугался, но его нашли медвежата, отвели домой, и все радуются., физические особенности (летят большие птицы и маленькие птички, идут большой медведь и маленький медвежонок). Усложняются игровые сценарии, появляются инсценировки простых сказок.
К 5 годам дошкольники овладевают умением взаимодействовать в подгруппе, инициировать новые идеи и новые роли. Дети проявляют творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета, отражают в играх содержание литературных произведений. В старшем возрасте работу необходимо ориентировать на совершенствование у дошкольников исполнительских навыков, стимулирование проявления инициативы и творчества в театральной деятельности, поощрение импровизации. Углубление театрально-игрового опыта происходит за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Детям становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, при этом происходит совершенствование функции саморегуляции, у дошкольников развивается умение контролировать свое поведение, движения и речь. Опыт режиссерской игры обогащается за счет использования марионеток, кукол «живой рукой», ростовых кукол. Усложняются тексты для постановок. Они имеют более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст. Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры. Игра-драматизация в этом возрасте становится спектаклем, в котором ребенок играет роль уже не для себя, а для зрителя
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.