Наталья Кобякова
Классическая музыка как средство развития творческого воображения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие воздействует на общее развитие ребенка : формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Важно уже в раннем дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке. Постепенно дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных музыкальных видах деятельности : восприятия музыки, пения, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Научить ребенка понимать и любить музыку, (особенно классическую) возможно только в том случае, если он ее слушает часто, целенаправленно, переживает и анализирует ее. Поскольку современные родители уделяют общению со своими детьми недостаточное количество времени, первыми проводниками в прекрасный мир гармонии звуков становятся музыкальные занятия. Осознавая важность слушания музыки для развития творческого воображения ребенка нужно уделять должное внимание этому разделу занятия.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
целью моей работы с детьми является развитие творческого воображения дошкольников через восприятие классической музыки.
В процессе работы, решаются следующие задачи:
1. Развивать творческое воображение у дошкольников средствами слушания музыки;
2. Расширять знания детей о музыке, накапливая опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;
3. Вызвать и поддерживать интерес к музыке, сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
4. Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, движениях, инсценировках);
5. Воспитывать активного слушателя.
Любому виду музыкальной деятельности предшествует восприятие музыки. При восприятии музыки дети различают ее настроение, элементы изобразительности, жанровые особенности произведения в теснейшей связи эмоций и мышления. Музыкальное мышление дошкольника – это осознание ребенком выразительности музыкального образа на основе различения их интонации, их смены и развития. Оно формируется в опоре на приобретаемый детьми музыкальный опыт в различных видах музыкальной деятельности, знания о музыке различных эпох и стилей. Важно постепенно, в образной форме дать представление детям о музыке, осознанию возможностей музыкально-выразительных средств. С помощью игр, бесед дети получают представления о высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальных и речевых интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Разные виды деятельности обладают своими возможностями в формировании музыкального мышления детей. Восприятие музыки – это активный процесс, требующий от ребенка включения внимания. Оно способствует и развитию воображения. Все компоненты музыкально- эстетического сознания: интерес к музыке, эмоциональное ее переживание, вкус, мышление, воображение – тесно связаны. Формирование начал музыкального мышления и воображения позволяет детям творчески воспринимать музыкальные образы.
Существуют различные виды музыкальных произведений. Они написаны в разных жанрах и формах. Музыка может быть вокальной и инструментальной, предназначена для сольного или ансамблевого исполнения. Различен и сам характер мелодии, и ее сопровождения. Все богатство и разнообразие музыкальных произведений требует к себе разную степень подготовленности восприятия. Поэтому нужно понять, что именно дошкольник может воспринять в музыке.
Музыка представляет собой временной вид искусства, в отличие от скульптуры и живописи. У нее есть особенность передавать эмоциональное состояние человека, его чувства, настроения, переживания, его внутренний мир. Также музыка может изображать конкретные явления мира – пение птиц, голоса животных (звукоподражание, шум воды, порывы ветра. Эмоциональная окраска таких произведений очень разнообразна. Пение птиц, голоса животных может быть и веселой, радушной, и грозной, тревожной. Музыка очень выразительна, выражает мысли, вызывает ассоциации. Но возникают они под средством активного восприятия музыки.
В целом выразительные свойства музыки достаточно постоянны. Например, грустная, печальная музыка воспринимается всеми людьми такой, хотя и вызывает разные эмоции и впечатления, музыкальные и внемузыкальные впечатления. Зависит это и от жизненного опыта, и от опыта восприятия музыки. К выразительности относится темп, динамика, регистр, фактура, ритм, гармония, лад, интонации, тембр и т. д. Музыкальный образ создается сочетанием этих средств.
Для решения поставленных задач мною разработана технология организации восприятия классической музыки, направленная на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.
Технология работы включает в себя следующие этапы:
1 этап – создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки.
В проведении занятий большое значение имеет применение современных средств обучения. Современная аппаратура позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения. Видеотехника дает возможность не только слышать музыканта-исполнителя, но и наблюдать за его игрой.
Мною подобран репертуар, в соответствии с возрастом дошкольников, который включает в себя произведения классической музыки всех эпох, доступный детям.
Музыкальный репертуар сгруппирован по темам: «Осенние контрасты», «Скоро Новый год», «Веселая зима», «Шутка в музыке», «Сказка в музыке» и другие.
Устраиваю экскурсии в детскую музыкальную школу, где проводится с детьми интересные беседы, концерты по слушанию музыки, в которых дети сами могут принять участие и даже поиграть на музыкальных инструментах.
На 2 этапе осуществляется накопления детьми музыкально-слухового опыта через различные формы работы с детьми. Это проведение традиционных, доминантных, тематических, интегрированных музыкальных занятий, а также в других видах деятельности - тематические концерты, восприятие музыки на праздничных утренниках, слушание знакомых произведений в группе.
Музыкальное произведение прослушивается на нескольких занятиях, на каждом из которых ставится определенная цель и соответственно выбираются методы и приемы. Мы слушаем музыкальное произведение, прежде всего для знакомства с ним. Характер музыки дети передают в движениях танцев. Дети поют эти песни. Знакомство с произведением также осуществляется через игру на музыкальных инструментах в оркестре. Классическая музыка используется, когда мы играем в дидактические игры. Например, играя в дидактическую игру «Какая музыка», дети знакомятся с жанрами музыки.
На 3 этапе идет обучение детей приемам отражения результатов восприятия в различных видах творческой деятельности. Интеграция объединяет музыку, изобразительное искусство, литературу и хореографию. Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.
Направления интегрированных занятий: музыка, рисование, живопись, поэзия. Сначала проводятся занятия по направлениям музыка-живопись, музыка-поэзия. Здесь мы знакомимся с музыкальными произведениями. Рассматриваем иллюстрации, читаем стихотворения, подобранные к музыкальному материалу.
А затем слушание музыки объединяется с творческим рисованием. В рисунках дети воплощают свои музыкальные впечатления, переживания, связанные с прослушанной музыкой. К рисованию приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления. Очень эффективным является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: «Понятен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?»
В театрализованной деятельности особое внимание обращается на развитие эмоциональной стороны музыкального восприятия ребят и умения создать игровой образ под музыку. Вместе с детьми поставлены музыкальные сказки : «Новый год пора встречать», «Кто сказал «Мяу»?».
4 этап – самостоятельное отражение продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной.
Педагоги включают музыку и в часы тихих игр, свободного рисования. Сделана подборка классических и народных музыкальных произведений, что позволило использовать музыку в ходе занятий в познания, формирования целостной картины мира, художественном творчестве. Основа музыкального произведения становится основой для организации сюжетно-ролевых игр и развлечений.
Любимым видом музыкальной деятельности у детей являются праздники и развлечения. Классическая музыка звучит на праздниках, сопровождая танцы, и выступления детей. Здесь дети проявляют свои способности, умения, творчество, чувствуют себя свободно и раскрепощено.
Для активизации учебного процесса созданы наглядные пособия, такие как: дидактические игры, картотека композиторов и их музыкальных произведений, фонотека, иллюстративный материал.
По восприятию музыки, способствующей развитию творческого воображения дошкольников, выстроена систематическая планомерная работа. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений – обязательное условие творческих проявлений детей в различных видах детской деятельности.
Слушая с детьми музыку, целесообразно не оставлять их пассивными. Для достижения поставленных задач, задействованы различные виды исполнительства. В них включены творческие задания, которые побуждают детей к выражению переживаний, музыкально-ритмических движениях, подпевании мелодий, игре на музыкальных инструментах, рисовании.
Можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов детской деятельности. Таким образом, расширяя опыт ребенка, созданы прочные основы его творческой деятельности.