Наталья Стоянова
Формирование трудовых навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование трудовых навыков у детей раннего возраста
Трудовое воспитание детей — это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.
Публикация «Формирование трудовых навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка «Я сам!». Это заявление ребенка говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.
В развивающейся позиции ребенка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею» заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.
Так, уже двухлетний ребенок в первых трудовых действиях может проявить самостоятельность — например, овладеть процессами самообслуживания. Его «я сам» в конце третьего года жизни — результат сформировавшихся ранее умений. А потому трудовое воспитание дошкольника начинается именно в раннем возрасте. Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием.
Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков :
• приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки)
• раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки)
• гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой)
• опрятности (пользоваться горшком).
В это же время детей начинают привлекать к выполнению простейших трудовых действий с близким результатом: принести какие-нибудь предметы, поставить на стол тарелку с хлебом, собрать в коробку кубики с пола и т. п.
Методы формирования и закрепления трудовых действий у детей раннего возраста. Элементарные трудовые действия представляют значительные трудности для малышей, и их становление требует тщательного педагогического руководства. Мы формируем навыки самообслуживания, опираясь на большой интерес детей этого возраста к самостоятельным действиям с предметами, на большую подражательность действиям взрослого. Все попытки к самостоятельному достижению результата («Я сам!») поддерживаем и поощряем. Однако, чтобы ребенок смог достигнуть результат, малыша нужно научить видеть его, научить соответствующим действиям. Например, вымыли руки — они стали чистые; вытерли полотенцем — стали сухие, чистые; выгладили куклам платья — они стали красивые, глаженые. Эмоциональная реакция взрослого на достижение результата формирует эмоционально-положительное отношение к нему и ребенка, пробуждает стремление к его достижению. Разъяснение взрослого еще раз позволяет связать процесс действия с результатом и целью: вымыли руки, они стали чистые — можно идти обедать.
По мере освоения трудовых действий воспитатель помогает только при выполнении наиболее трудных для ребенка, а затем просто подсказывает следующее действие, которое выполняет ребенок (сначала расправь полотенце на руках, затем вытри лицо и т. д.). Каждый успех ребенка необходимо отметить. Поощрение вызывает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата.
Для закрепления первоначальных трудовых действий необходимы следующие условия:
а) показ, пояснение и упражнение в действиях;
б) постоянство требований к детям в детском саду и в семье (дети сами выполняют посильные действия по самообслуживанию);
в) постоянство требований к последовательности выполнения, качеству трудовых действий и результату;
г) спокойная деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка;
д) переход от индивидуального научения к групповому по мере усвоения действий и умения слушать взрослого.
Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Пример одевания штанишек может выглядеть так:
Сядь на стульчик
Возьми штанишки обеими руками за поясок
Подними одну ножку и вдень её в одну штанину
Поставь ножку на пол
Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину
Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками
На каждое действие можно зарисовать схематичные мнемотаблицы, которые можно показывать малышу во время выполнения действия для облегчения запоминания последовательности его выполнения.
Очень важно давать положительную оценку действиям ребёнка. Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала). Можно использовать различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!»
Следует учитывать, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик, от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.
Bcё это обеспечивает не только научение, но и приучение, т. е. воспитание привычки действовать в определенных условиях усвоенным образом. У маленького ребенка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребенка.
Таким образом, воспитание трудовой деятельности у детей раннего возраста – это одна из самых важных задач работы в детском саду. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.