Анна Рожкова
Формирование трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». К. Д. Ушинский
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста.
Ребенок как губка, все, что он видит и слышит, впитывается им мгновенно. Взрослому необходимо это понимать, поэтому в данном случае необходимо полное взаимодействие педагога и родителей, ибо, действуя в одиночку, педагог не сможет заложить в ребенка основы трудолюбия, необходим наглядный пример, и если родители принимают непосредственное участие в этом, то таким образом, достигается цель формирования трудолюбия в маленьком человечке.
Публикация «Формирование трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Наблюдая за трудом взрослых, родителей, бабушек, дедушек – ребенок сам начинает принимать непосредственное участие в трудовом процессе. Ему хочется самому полить цветы, посадить семена, подрезать кусты, помыть посуду и пол и т. д. Взрослому необходимо набраться терпения, поощрять малыша, дать ему свободу действий и корректно поправлять его, если ребенок что-то делает неправильно.
Труд человека присутствует в каждой секунде его жизни. Мы встаем с постели, чистим зубы, умываемся, одеваемся, выходим на улицу и т. д. Вся наша жизнь состоит из труда. Формируя у маленьких детей любовь к труду, необходимо каждый день говорить о том, что они тоже трудятся, показывать им все их действия с любовью и нежностью, развивая у них только положительные эмоции. Необходимо помнить, что трудолюбие закладывается у дошкольника через игровую деятельность, через учение, через социально- бытовой труд, через творчество и т. д.
Способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с раннего детства. Ребенка в процесс труда необходимо вводить творчески, проявляя игровую инициативу, не забывая терпеливо ему показывать и объяснять каждое действие, хвалить его за любой результат, поощряя в нем инициативу и любознательность.
Формируя у детей младшего дошкольного возраста трудовые навыки и умения, педагог тем самым, развивает у детей необходимые жизненные навыки – навыки самообслуживания, навыки в хозяйственно бытовой деятельности, навыки гигиены, навыки поведения за столом, он учится преодолевать трудности и т. д. Несомненно, в процессе формирования трудолюбия и трудовой деятельности дошкольники развивают свои познания в области окружающих их вещей, наблюдают за результатами своего труда, учатся брать на себя ответственность, знакомятся с условиями и средствами труда. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Трудовая деятельность становится важным средством умственного развития детей.
Формируя и развивая в детях трудолюбие, педагог тем самым закладывает в нем эстетическое воспитание. Ребенок учится наблюдать, терпеливо и последовательно совершать определенные трудовые действия, созерцая и любуясь продуктом своего труда. Например, они очень радуются, когда у цветка появляется новый бутон, когда у луковицы появляются зеленые перья, когда их вещи сложены аккуратно, когда посуда и игрушки стоят на своих местах и т. д.
Еще одна особенность пользы формирования трудолюбия это то, что многие трудовые действия дети учатся делать на свежем воздухе, тем самым закаляются физически, учатся переносить неблагоприятные погодные условия. В то же время, формируя у детей трудолюбия, педагог тем самым развивает его нравственные качества.
Ребёнок может принимать и участвовать в сервировке стола, раздавать материал для занятий, помогать педагогу в украшении группы и т. д. Тем самым они учатся приносить помощь и получать от этого удовольствие. Даже самые маленькие и несложные трудовые поручения становятся для ребенка источником знаний и умений, формируя в нем нравственные и познавательные качества. Они учатся более требовательно относиться к своему труду, аккуратности, терпению, берут пример с взрослых.
Что касается формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста, то дети данного возраста еще не умеют ставить цели в труде, так как из-за возрастной особенности памяти, они не могут помнить весь процесс и результат. Их труд это игра. Ребенку этого возраста доставляет удовольствие само действие, а не его результат. В этом возрасте ребенок все свои действия связывает с предметно-ориентировочной деятельностью и подражанием. Он как губка впитывает то, что видит и слышит от взрослого. Вот поэтому в этом возрасте ребенку важно показывать и проговаривать каждое действие. Таким образом, в память ребенка закладывается важная информация, состоящая из определенных трудовых действий. Важно не только показывать, но и объяснять – зачем, для чего, почему, что будет, если я этого не сделаю (последствия) и т. д.
Таким образом, у ребенка постепенно формируется осознанность своих трудовых действий. Он начинает понимать для чего он это делает, какой будет результат и что будет, если он это не сделает.
"Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком", В. А. Сухомлинский