Попова Алина
Формирование толерантности в период Модернизации российского образования
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование толерантности в период Модернизации российского образования
В начале нового тысячелетия прогресс,достигнутый человечеством в разных областях,не стал основой для взаимопонимания и взаимосближения людей. Имеют место факты насилия, дискриминации,нетерпимости и неуважения к человеку другой нации,веры,культуры, иной точки зрения,которые трансформируются в национальные и религиозные войны,межличностные противостояние. В связи с этим, МО инициативе ЮНЕСКО 1995 год ООН провозгласила годом толерантности, а 16 ноября каждого года - Международным днём толерантности.
Темочки:
- Моя Родина Россия
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
В Законе Российской Федерации “Об образовании” (1992г) определены принципы государственной политики в области образования,одним из которых является защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Гарантирует право человека на получение образования независимо от расы,национальности,отношения к религии,убеждений, партийной принадлежности. С целью интенсификации обучения и воспитания, возрождения и развития национальной культурной специфики современная педагогика требует учитывать в педагогическом процессе особенности культуры,традиции регионов,то есть воспитание в целом должно быть культуросообразным,опираться на народную педагогику. В связи с этим,с 1994 года введён националоно- региональный компонент в учебно воспитательную работу образовательных учреждений Российской Федерации. Болонская декларация (1999 г, поддержанная большинством европейских стран,обозначила ключевые направления модернизации европейской системы профессионального образования, в контексте которых были определены основные направления реформирования российской системы образования.
А Концепции модерне российского образования на период до 2010 года одной из важнейших задач воспитания выступает формирование у воспитанников гражданской ответственности и толерантности как повышения качества общего образования.
Современный человек,как своеобразные продукт системы образования,должен быть не только гармонически развитым,знающим историю,культуру своего народа,но и уважающим традиции,обычаи,национальные культурные особенности другого этноса,взгляды,убеждения,позиции другой личности. Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства,единства,патриотизма,любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства,идеи превосходства своей нации,религии,личности над другими,которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной,межличностных вражде и войнам. Таким образом, одной из важнейших задач современной системы образования является формирование у воспитанников толерантности как качества личности.
Толерантность является одним из гарантов общественной стабильности в современном обществе.
Понятие толерантности определяется как : уважение,принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира,форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности - отказ от догматизма,от абсолютизации осины и утверждение норм,установленных в международно- правовых актах в области прав человека.
Толерантность- не уступка,снисхождение или потворство,а,прежде всего,активное отношение формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность- привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений.
В жизни отдельной личности толерантность - проявление готовности прислушаться к мнению противников.
Толерантность- это не одно и то же, что терпение или терпеливость. Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других отказ от доминирования и насилия. Терпимость - это свойство открытости и свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика,которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными,а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразия или в чью - то пользу.
Толерантный подход,как и толерантная личность,предполагает,что те или иные позиция и взгляд лишь одни из многих и не могут включать в себя все остальные. Эта ситуация не зависит от состояния или обладания знанием, а в равной мере и от социальной и политической позиции. Толерантная позиция и толерантная личность способны или хотя бы готовы допустить это различие и быть сторонником плюрализма. Собственно говоря,сама природа и проблема толерантности связаны с существованием различий и противоречий,а также возможностью конфликта. Но толерантность позволяет этой возможности не только не реализоваться, но даже и проявиться. Будучи порождением потенциальной конфликтности,толерантность не позволяет реально существующим в каждом обществе явлениям неравенства, состязательности и доминирования проявиться в манифестных и насильственных формах.
Характеристика определения толерантности видоизменяется в преамбуле Устава ООН: “. проявлять терпимость и жить вместе,в мире друг с другом,как добрые соседи”. Здесь лексема получает не только действенную,социально активную окраску,но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений, заключающееся в умении жить в гармонии как с собой,так и с миром людей (микро- и макросредой).
Цель воспитания толерантности- воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людимь и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности,взглядов,мировоззрения,стилей мышления и поведения.
Толерантность- способность человека,сообщества,государства слышать и уважать мнение других,не враждебно встречать отличное от своего мнение.
“ Терпимость- это то,что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира”, - говорится в Декларации.
Образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в “ Декларации принципов толерантности UNESCO,1995”. Основой,фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень,так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспект бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).
У педагогов периодически возникает проблема отбора рациональных педагогических средств взаимодействия с воспитанниками,в том числе в контексте формирования толерантности. При этом педагог бывает не готов к продуктивной воспитательной деятельности, что связано,прежде всего с проблемой профессионального самоопределения человека, с качеством профессионального образования, а иногда даже не обладает профессионально обусловленными качествами личности. В связи с этим,важной задачей профессионального педагогического образования является подготовка педагога к воспитанию толерантности у детей, в которую должны войти воспитание толерантности как качества личности педагога,формирование теоретических знаний в данной области и овладение концептуальной и технологической составляющей этого направления, в состав который входит научно обоснованная система педагогических средств.
Путь к толерантности- это серьёзный эмоциональный,интеллектуальный труд и психическое напряжение,ибо оно возможно только на основе изменения самого себя,своих стереотипов, своего сознания.
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности,вскрывающие культурные, социальные,экономические,политические и религиозные источники нетерпимости,лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания,укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми,так и между этническими,социальными,культурными, религиозными и языковыми группами,а также нациями.