Лекомцева
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования Защитное слово
▼ Скачать + Заказать документы
(1 слайд) Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию представлен диплом по теме: «Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования».
Актуальность нашего исследования отражена в том, что к числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими ОВЗ, относится формирование у них связной монологической речи. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в свете реализаций Федерального Государственного Стандарта ДО РФ как приоритетная проблема воспитания.
Публикация «Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования Защитное слово» размещена в разделах
(2 слайд) В ходе работы определены следующая цель - исследование особенностей развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования средств наглядного моделирования. Задачи представлены на слайде.
(3 слайд) В качестве объекта исследования выступает - процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе использования средств наглядного моделирования. Предмет исследования и гипотеза представлены на слайде.
Первая глава содержит теоретические аспекты развития связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование средства наглядного моделирования. В ней рассматриваются – 1.1основные теоретические подходы к характеристике связной речи и её особенностей.
(4 слайд) По Ф. А. Сохину, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно.
(5 слайд) Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению, источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок. В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты).
А так же – 1.2особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в норме и с общим недоразвитием речи.
(6 слайд) Термин ОНР появился в 50-х-60-х годах XX века. Ввела в употребление основоположник дошкольной логопедии в СССР Левина Р. Е. и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии. Это понятие и сейчас активно используется при формировании логопедических групп детей при детских садах.
(7 слайд) В зависимости от степени тяжести речевого дефекта профессор Левина Р. Е. выделила три уровня речевого развития, именно этой классификацией принято пользоваться в настоящее время.
Речь детей третьего уровня развития, по О. Е. Левиной, более всего приближена к норме, чем речь детей второго и первого уровня. При организации целенаправленного обучения и своевременной коррекции недостатки и дефекты речи могут быть устранены.
1.3Сущность наглядного моделирования, его виды.
В настоящее время моделирование рассматривается с разных позиций. В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, в других - как вид знаково-символической деятельности (Г. А. Глотова). Под знаково-символической деятельностью понимается сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное образование, позволяющее моделировать и преобразовывать во внутреннем плане сознания субъекта объективный мир; процессы конструирования идеализированной предметности и оперирования в ней знаковыми средствами, что играет большую роль, в формировании планирующей функции мышления, необходимой в школьной жизни.
(8 слайд) Деятельность со знаково-символическими средствами не ограничивается содержанием, определенным понятием "моделирование", поэтому возникает необходимость выделения других способов оперирования знаково-символическими средствами.
Первым этапом становления знаково-символической деятельности является замещение, оно развивается на протяжении дошкольного детства, качественно изменяясь. По мере освоения ребенком игры, речи, рисования на смену изолированным заместителям приходят их системы. Одно и тоже содержание, ребенок научается выражать на разных языках - символьном, графическом и т. д.
Второй этап становления знаково-символической деятельности - моделирование. В его основе лежит замещение - возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентировать одно через другое.
Третий этап становления знаково-символической деятельности - умственное экспериментирование. Знаково-символическая деятельность приобретает функцию опережающего отражения действительности, прогнозирования, предвидения. Рассмотрим их особенности. Замещение, кодирование, схематизация.
Введение наглядных моделей в процесс развития связной речи позволяет педагогу, воспитателю более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. [34]
Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами и педагогами такими как Запорожцем, Логиновой и еще многими. (А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, В. И. Логиновой, М. В. Крулехт). Эффективность использования наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи отмечают Глухов В. П., Ткаченко Т. П.
Вторая глава раскрывает особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр.
(9 слайд) В целях выявления особенностей у детей с общим недоразвитием речи, нами был проведен эксперимент. Задачи констатирующего этапа написаны на слайде.
Констатирующий этап эксперимента по изучению состояния связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи проводился на базе «Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 города Коркино».
Всего в исследовании приняли участие 6 дошкольников в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Проводилось исследование состояния связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Исследование проводилось в первой половине дня, индивидуально с каждым ребенком.
В подготовительном периоде проведения исследовательской работы происходило знакомство с документами детей, речевыми картами.
На констатирующем этапе эксперимента для исследования уровня сформированности связного речевого высказывания испытуемым предлагалось выполнить серию заданий. Основной целью было выявление уровня сформированности связного высказывания у дошкольников.
(10 слайд) Методика Обследование связной речи детей по Л. Н. Ефименковой.
При обследовании связной речи логопед выявляет умение ребенка:
1) Пересказывать:
-ранее знакомый текст (Прослушать сказку. Пересказать, как запомнил.);
- незнакомый текст (Прослушать рассказ. Рассмотреть картинку. Пересказать, как запомнил. Ребенку предъявляется сюжетная картинка.) .
2) Составлять рассказ:
-по серии сюжетных картинок с предварительным расположением в последовательности рассказа (Прослушать рассказ. Рассказать, как запомнил.);
- по сюжетной картинке ( СНОСКА: Для обследования можно использовать дидактический материал Г. А. Каше и Т. Б. Филичевой. Детям предлагается сюжетная картинка. Нужно рассмотреть ее и составить рассказ.);
- по представлению детей (Обследование умения составить рассказ по ранее виденному.)
Уровни оценки:
Высокий уровень - рассказ полностью соответствует изображённой ситуации, последовательность звеньев не нарушена, все основные звенья представлены полностью; между частями ситуации имеются причинно-следственные и временные связи – 4 балла.
Средний уровень - рассказ в целом соответствует изображенной ситуации; последовательность звеньев не нарушена, имеются пропуски отдельных деталей ситуации; отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения – 3 балла.
Низкий уровень - рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации; имеются искажения отдельных смысловых звеньев либо их пропуски, перестановки – 2 балла.
(11 слайд) Задания, для экспериментального исследования написаны на слайде.
(12 слайд) Диаграмма 1 представлена на слайде. Более или менее благоприятную картину можно наблюдать в пересказе знакомого текста для детей. Нужно отметить, что для детей этот вид работ явился самым легким из предложенных заданий. Это можно объяснить подготовительной работой и наличием речевого образца. Но, тем не менее, детям с ОНР было сложно грамотно воспроизвести предложенную сказку.
В ходе формирующего обучения нами был подготовлен календарно – тематический план коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием средств наглядного моделирования и схематизации в подготовительной группе для детей с ОНР.
(13 слайд) Цель контрольного этапа и задачи представлены на слайде. Задания для контрольного этапа были распределены аналогично заданиям, предложенным в констатирующем исследовании.
(14 слайд) Диаграмма 2 представлена на слайде. Благоприятную картину можно наблюдать в пересказе знакомого текста для детей. Нужно отметить, что для детей этот вид работ явился самым легким из предложенных заданий. Это можно объяснить подготовительной работой, наличием речевого образца и наглядного пособия. Но, рассказ по сюжетной картине остался более сложным видом работы для детей.
(15 слайд) Таблица где идет сравнение оценок сформированности различных типов связных высказываний у детей старшей группы с общим нарушение речи представлена на слайде.
Данные экспериментального исследования указывают на то, что дети с онр при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. В качестве такого средства мы использовали средства наглядного моделирования при организации формирующего обучения детей и получили достаточно высокие результаты.
Учитывая все вышесказанное, практические результаты помогают прийти к выводу, что применение средств наглядного моделирования положительно влияет на развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи.
(16 слайд, повтор 1) В процессе работы гипотеза исследования была подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Спасибо за внимание!
Термины
Описание— это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.
Повествование— это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях). Материал в нем излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией. Последовательность событий определяется их фактическим ходом.
Рассуждение — это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.
Замещение - знаково-символическая деятельность, целью которой является функциональное воспроизведение реальности, использующая любые способы работы. Под замещением, как правило, имеется в виду замены каких-либо объектов или предметов разнозначными предметами.
Кодирование (декодирование) - вид деятельности со знаково-символическими средствами, который заключается в переводе реальности на знаково-символический язык и в последующем декодировании информации. В кодировании могут использоваться любые заместители.
Схематизация - знаково-символическая деятельность, целью которой является ориентировка в реальности (структурирование, выявление связей, осуществляющая одновременно в двух планах с постоянным поэлементным соотнесением символического и реального плана. В схематизации в качестве заместителей выступают схемы. Ребёнок "видит" сквозь схемы действительные свойства, осуществляет анализ реальности посредством схемы. Схемы выступают средством ориентировки в действительности.
Моделирование - знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении объективно новой информации за счёт оперирования знаково-символическими средствами, в которых представлены структурные, функциональные элементы.
Наглядные модели – специфические средства, позволяющие детям усваивать обобщенные знания о некоторых связях и закономерностях, явлениях действительности.
К I уровню речевого развития относятся дети с полным или почти полным отсутствием средств общения в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей, почти полностью отсутствует, при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова.
Ко II уровню речевого развития, относятся дети, у которых общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств.
Дети с III уровнем речевого развития уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематическиеи лексико-грамматические недостатки. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи со стороны взрослых, вносящих в их речь соответствующие пояснения. Звуки, которые дети могут произносить изолированно, в речи звучат недостаточно четко.
Модели - это формы особых абстракций, в которых существенные отношения объекта закреплены в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях, вещественных или знаковых элементах. А под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Импрессивная или пассивная речь – восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков.
Семантика оценки. Под оценкой понимается заложенная в слове положительная или отрицательная характеристика человека, предмета, явления. Наличие “плюса” или “минуса” в значении слова - важнейший показатель оценки. Семантика оценки отражает содержательную сторону языка в ее динамическом состоянии, формируется в речевой коммуникации как деятельности, передавая одобрение или неодобрение.
Общее недоразвитие речи (ОНР) —нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.