Наталья Евстифеева
Формирование стремления к профессиональному и личностному самосовершенствованию педагогов средствами клубной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Главное в этом мире не то, где мы стоим,
а то, в каком направлении движемся.
О. У. Холмс
Профессиональное самосовершенствование значимо в любой сфере человеческой деятельности. Но трудно отыскать профессию, где бы оно играло столь существенную роль, было бы таким естественно необходимым, как педагогическая. И не только потому, что развиваются науки, к основам которых воспитатель, учитель приобщает детей, изменяются программы образования, их концепции… Постоянная работа педагога над своим собственным развитием чрезвычайно важна и в силу особенности, специфики педагогической деятельности, основного предмета её – развивающегося ребёнка.
Публикация «Формирование стремления к профессиональному и личностному самосовершенствованию педагогов средствами клубной работы» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Работающему над своим профессиональным ростом воспитателю легче «зажечь», возбудить интерес к познанию нового, к самостоятельному приобретению знаний не только у своих воспитанников. Ему легче удаётся вызвать желание у их родителей приобщиться к психолого-педагогической культуре, овладеть гуманистическим подходом к ребёнку, обрести в их лице союзников, партнёров в воспитательно-образовательном процессе.
Психолог может реализовать различные формы работы с коллективом детского сада, способствующие повышению психологической культуры педагогов, улучшению их эмоционального состояния, снятию напряженности, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми, выявлению наиболее сильных сторон каждого воспитателя и помощи ему так спланировать работу с детьми, чтобы эти стороны выдвинулись на первый план. Это принесет несомненную пользу как самому воспитателю, повысив его самооценку и создав возможность раскрытия собственного творческого потенциала, так и детям.
Наше образовательное учреждение было открыто в 2010 году. В коллективе тогда было много начинающих педагогов, причем далеко не все они являлись молодыми выпускниками ВУЗов и педучилищ. Основную массу педагогов ДОУ составляли учителя-предметники, никогда (или давно и мало) не работавшие не только в детском саду, но и в школе.
Для решения проблемы повышения психологической культуры педагогов и помощи воспитателям в вопросах профессионального и личностного самосовершенствования, саморазвития, самовоспитания и самообразования была выбрана такая форма работы, как клуб. Клуб получил название «МоПед» (молодой педагог).
Программа работы клуба рассчитана на два года, она состоит из 7-ми разделов, включающих в себя 30 занятий:
1. Приемы и методы развития познавательных процессов.
2. Методы регуляции психических состояний. Управление стрессом.
3. Профилактика профессионального выгорания педагога.
4. «Педагогическое общение».
5. Профессиональное самосовершенствование.
6. Методы арт-терапии в работе с детьми.
7. Работа с детьми с ОВЗ и детьми «группы риска».
Форма проведения : групповые занятия по 60 минут 1-2 раза в месяц.
Форма занятий : каждое занятие состоит из 3-х частей: разминка (5 минут, основная часть (45 минут) и заключительная часть (10 минут).
Цель разминки: создание положительного настроя в группе, раскрепощение участников и отработка незамедлительной реакции свободного творчества. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами, игры на сближение.
Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, проведение диагностики и её интерпретация, элементы тренинга поведения, лекции, беседы и т. д.
Цель заключения: создание чувства принадлежности к группе, закрепление положительных эмоций (ритуал прощания).
Приветствие и прощание носят ритуальный характер.
Для оценки результативности программы использовались методика «ХиМ», предложенная Т. Баевой и Е. Кившик, анализ эссе, основанном на рефлексии, членов клуба «МоПед» и объективные показатели роста профессионального мастерства педагогов.
При анализе результатов, полученных с помощью методики «ХиМ» мы пришли к выводу, что среди воспитателей, освоивших программу клуба, увеличилось количество педагогов, уважительно относящихся к педагогическому труду, ставящих перед собой высокие цели, считающих, что коллеги и воспитанники ценят их как профессионалов. Особенно радует и обнадёживает тот факт, что почти в пять раз выросло число педагогов, находящихся в самооценочной позиции «могу и хочу работать».
Нами был произведён анализ рефлексивных сочинений педагогов, посетивших занятия клуба. Большинство педагогов говорят о том, что на начальном этапе испытывали серьёзные трудности во взаимоотношениях с другими членами коллектива, «были замкнутыми», «не умели и боялись выражать свои чувства», «не могли, да и не хотели выделять время для саморазвития», «погрязли в бытовых проблемах», не умели применять на практике знания в области психологии, испытывали потребность в актуализации таких знаний.
После посещения занятий в клубе «МоПед» педагоги стали «всё чаще задумываться о своем месте в коллективе», научились «примерять на себя новые роли», «смотреть на себя глазами детей и коллег», сумели «увидеть себя в массе других», научились «выражать свои мысли», перестали стесняться своих чувств, «тщательнее стали анализировать свои поступки в отношении детей», начали применять на практике свои знания в области психологии, стали «более организованными, научились правильно распределять своё время, ценить его».
Некоторые педагоги даже отмечают, что «осознали важность профессионального роста и саморазвития». Практически все пишут о том, что клуб – прекрасная возможность пообщаться с коллегами в неформальной обстановке, «отдохнуть, отстраниться от повседневных проблем».
Таким образом, проведя анализ эссе, написанных по нашей просьбе членами клуба, мы пришли к выводу, что прослеживается положительная динамика в развитии у педагогов психологической культуры, происходит активизация их стремления к самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию, которые являются, в свою очередь, основными формами процесса самосовершенствования.
Объективными показателями роста профессионального мастерства педагогов нашего ДОУ, являются результаты аттестации, фронтального контроля, увеличение количества воспитателей, выражающих желание учувствовать в различных конкурсах. Наши педагоги активно принимают участие в конференциях, городских методических мероприятиях. Самые активные члены клуба трижды (в 2013, 2018 и 2023) занимали первые места в городском и региональном конкурсах «Воспитатель года».
Клуб «МоПед» в нашем образовательном учреждении первый раз работал в 2013-2015 годах, потом, в связи с приходом в наш педагогический коллектив значительного числа новых педагогов, был проведен повторно в 2017-2019 годах, сейчас идет уже третий цикл работы клуба. Тематика занятий, их количество, продолжительность и порядок проведения может незначительно меняться в связи с запросами членов клуба, администрации и меняющейся ситуацией в обществе. Например, педагоги, посещающие заседания клуба в данный момент, самостоятельно ищут информацию, дополняющую предлагаемый психологом материал и делятся ею с коллегами. Несмотря на то, что первоначально программа клуба была рассчитана на молодых и начинающих педагогов, практика показывает, что клуб с удовольствием посещают и педагоги со стажем.
Часто процесс самосовершенствования у педагогов на этапе включения в клубную работу носит хаотичный характер, происходит на уровне эмоций, поэтому нашей основной задачей на этапе завершения работы становится создание примерных программ самообразования, которыми педагоги могли бы воспользоваться при разработке плана-проекта своего профессионального роста (опираясь на рефлексивно-деятельный подход).