Юлия Смирнова
Формирование содержательного общения и взаимодействия старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование содержательного общения и взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками в конструктивной деятельности с ЛЕГО – материалами.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Но вне общения не может сформироваться психика человека; не научится ребенок воспринимать и осознавать окружающую действительность, если не приобретет опыт общения в совместной и индивидуальной деятельности. Не всегда дети могут договориться друг с другом.
Публикация «Формирование содержательного общения и взаимодействия старших дошкольников» размещена в разделах
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что конструктивная деятельность – это деятельность, в которой происходит содержательное общение – дети обмениваются информацией, эмоциями, создают конечный продукт, который является «наглядной оценкой успешности взаимодействия с другими людьми».
Руководствуясь принципами, требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, учитывая рекомендации ведущих педагогов и психологов, сформулированы цель и задачи. Цель работы – развитие содержательного общения, сотрудничества детей и взрослых в конструктивной деятельности с ЛЕГО-материалами.
Формирование содержательного общения и взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками в конструктивной деятельности с ЛЕГО – материалами будет успешным при соблюдении педагогами следующих условий:
- Использовании в образовательной деятельности индивидуальных и коллективных форм, отвечающих психологической специфике дошкольного возраста.
- Организации совместной продуктивной деятельности детей со взрослыми и сверстниками, где продукт деятельности будет для ребенка наглядной оценкой успешности его взаимодействия с другими людьми.
Для отслеживания результативности по особенностям взаимодействия в своей работе использованы рекомендации Тамары Васильевны Пуртовой и Елены Евгеньевны Кравцовой.
Оценка развития детей – это прежде всего оценка эффективности педагогических действий и проектирование на их основе дальнейшей работы.
Основные методы мониторинга – это наблюдение, беседа, создание педагогических ситуаций.
В процессе моделирования, экспериментирования ребенок понимает (осознает) необходимость действовать совместно с партнером (взрослым). Например – вместе мы находим способы крепления деталей, подсказка от друга – в крепости есть даже башни, на которых горят факелы…даже речевые формы меняются – «Ты угадал мои мысли, я тоже так хотел закрепить…»
Важным условием является открытость педагогического процесса, сотрудничество с родителями воспитанников.
Для того чтобы родитель стал партнёром, надо установить доверительные отношения. Поэтому всевозможными способами пытались демонстрировать родителям свою работу, а самое главное помочь родителям участвовать в совместной деятельности укрепляя веру ребенка в собственные возможности
Особенности нашей работы в координации деятельности с узкими специалистами. Вместе с педагогом-психологом из больших деталей ЛЕГО-дупло, на которые наклеены схематично изображенные эмоции, которые легко можно собрать и разобрать дети моделируют разные характеры («Какое у тебя настроение»).
На прогулке ЛЕГО-детали превращаются в спортивные атрибуты к соревнованиям. И здесь ребенок сознательно выходит на отношения «На равных» со взрослым, а затем со свестниками – ребенок самостоятельно становится инициатором спортивных баталий.
Детский сад – это дружная семья, где все вместе, старшие рады помочь малышам, а малыши стремятся быть большими. Так возникло наше волонтерское движение, когда конструируя вместе с малышами дети с удовольствием разыгрывали сказки, играли.
Очень часто утром, когда родители приводят детей, можно услышать: «Я с удовольствием остался бы с вами!» Мы всегда рады! Родители выполняя постройки с детьми прислушиваются к советам детей. В совместной деятельности ребенок и взрослый «Проживают» разные типы отношений решая конструктивную задачу – на какой высоте расположить окна, где расположен вход в дом, а у нас не магазин – а настоящий супермаркет, торговый центр.
Инициативность, увлеченность детей создала идею настоящего кружка для малышей. Каждый ребенок «проживал» себя учителем, экскурсоводом, создателем экспоната – и вместе с малышами могли перестроить конструкцию в процессе деятельности. У ребенка развивается произвольность в общении; у детей разные позиции в общении со взрослым и сверстниками в определенной логике и преемственности: ребенок «над» партнером – ребенок «подчинен» партнеру – ребенок «на равных» с партнером.
В итоговом мероприятии «Придумай свою историю» темы построек, рассказы «Моя деревня», «Путешествие на остров динозавров», «Пожарная часть» удивляли и рассказчиков и слушателей. Был обобщен семейный опыт. Многие родители поделились – если в начале года дома все модели аккуратно были разложены по коробочкам, то сейчас многие модели находятся в одном месте – ребенок дополняет конструкции разными деталями, воплощает свои замыслы – например собранная корзинка из супермаркета превращается в прицеп для грузовика, самокат в скейт-борд. Многие родители смотрят на ребенка другими глазами и сами как дети радуются общению и взаимодействию друг с другом.
Подводя итог мы видим в общении дети больше выступают как инициаторы совместной деятельности, дети самостоятельно разрабатывают свой замысел.
Литература:
-«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г., № 1155 где опубликован
-«Профессиональный стандарт педагога» - Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (рег. в Минюсте России 06.12.2013, № 30550) где опубликован
- -Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду». Игровые ситуации, игры, этюды: учеб. -метод, пособие. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. -224 с.
- Пуртова Т. В. «Педагогические условия формирования произвольности в общении у детей дошкольного возраста» - Автореферат диссертации, М. 1993г. Где выходные данные
- Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» - М. ТЦ Сфера, 2017 г.
- Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М. ;Академия,2014г. -192с.
- Сафонова О. А. «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности» - интернет-ресурсы https://dogend.ru/docs/index-402081 – 2013г.
- Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду» – М. ТЦ Сфера, 2017 г.