Наталья Михайлова
Формирование коммуникативно-речевой компетенции старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование коммуникативно- речевой компетенции старших дошкольников с применением игровых технологий»
«Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания». Л. С. Выготский (советский психолог)
Публикация «Формирование коммуникативно-речевой компетенции старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения» с ними, регулировать свое поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребенка.
Так, под коммуникативной компетенцией ряд исследователей
(Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева) понимают определенный уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Отсюда мы ставим задачи:
- развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
- развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.
- развивать навыки ситуативно-делового общения;
- развивать связную диалогическую и монологическую речь.
Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.
1. В основу речевого развития входит наличие игрового и дидактического материала, направленного на развитие: 1. артикуляционной гимнастики
• предметные картинки-опоры;
• схемы артикуляционных упражнений ;
• артикуляционная гимнастика в альбомах;
• артикуляционная гимнастика в стихах и картинках
2. закрепление речевого дыхания и правильной воздушной струи
• разноцветные мячики;
• султанчики;
• свеча;
• бумажные снежинки, листочки;
• дудочки
• разнообразные вертушки;
• трубочки;
• вата;
• шары для надувания;
• пузыри
• готовые пособия
• дыхательная гимнастика в стихах и картинках
• игры: «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота», «Фокус», «Фокус на ладони», «Парусная лодка»
3. развитие мелкой моторики пальцев рук
• сухой бассейн;
• волчки
• шнуровки
• мозаика, пазлы
• массажные валики, мячики, прищепки
• мячики су - джок
• трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки
• счетные палочки, палочки Кюизенера
• пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам);
• игры на штриховку
• различный материал для составления букв: горох, нитки разного цвета, пластилин, разноцветные камешки, пуговицы и т. д.
4. формирование фонематического восприятия и слуха
• шумовые инструменты;
• звуковые коробочки;
• детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки и т. д.
• предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;
• звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков);
• индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа;
• схемы слова;
• звуковые дорожки, звуковая лесенка;
• альбомы по слоговой структуре слова;
Игры и пособия для автоматизации звуков
• мелкие игрушки;
• предметные картинки;
• сюжетные картинки;
• различные виды театров;
• альбомы на каждый звук;
• логопедические альбомы для автоматизации различных звуков;
• чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;
• схема характеристики звуков;
• схема слова
Материал для активизации словаря, обобщающих понятий и лексико – грамматических категорий
• картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные);
• картинки, с изображением животных и их детенышей;
• картинки на подбор антонимов;
• картинки для упражнений по подбору родственных слов;
• картинки на игру «Четвертый лишний»;
• иллюстрации по овладению смысловой стороной многозначных слов;
• картинки, на которых изображены предметы, люди, животные в движении;
• развивающие пазлы, лото;
• игры: «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое», «Большие и маленькие»,«Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?», «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер», «Разноцветный сундучок», «Чудесный мешочек» и др.
Материал для развития связной речи:
• наборы сюжетных картинок для составления рассказов;
• серии сюжетных картинок на различные темы;
• выразительные, яркие, образные игрушки для обучения детей
составлению описательных рассказов.
• схемы –опоры для составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах.
• маски, элементы костюмов, фигурки из плоскостного театра, куклы – игрушки из киндер – сюрпризов, куклы для драматизации отрывков из сказок и художественных произведений.
• библиотека детских книг
Материал для развития связной речи:
• наборы сюжетных картинок для составления рассказов;
• серии сюжетных картинок на различные темы;
• выразительные, яркие, образные игрушки для обучения детей
составлению описательных рассказов.
• схемы –опоры для составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах.
• маски, элементы костюмов, фигурки из плоскостного театра, куклы – игрушки из киндер – сюрпризов, куклы для драматизации отрывков из сказок и художественных произведений.
• библиотека детских книг