Лучший педагог года

Профилактика детской дезадаптации в школе средствами психологической службы через повышение компетентности родителей.

Маргарита Алборова
Профилактика детской дезадаптации в школе средствами психологической службы через повышение компетентности родителей.
▼ Скачать +Заказ

Социальное партнерство ДОУ с родителями по предупреждению

школьной дезадаптации.

«Дайте детству состояться, дайте детству наиграться; учите детей-дошкольников не читать, писать, а думать, рассуждать, говорить!»

Психолог В. С. Мухина.

Проблема. В современных условиях изменения требований к качеству дошкольного образования встает вопрос об увеличении значимости и ответственности семьи по воспитанию социально-адаптированной личности. И одним из условий успешности дальнейшего образования в школе является психолого-педагогическая компетентность родителей. Исходя из этого встает вопрос, каким же должно быть взаимодействие семьи и ДОУ?

Публикация «Профилактика детской дезадаптации в школе средствами психологической службы через повышение компетентности родителей,» размещена в разделах

Для поиска путей решения данной проблемы психологической службой прогимназии «Интеллект» был создан проект «Первоклассный родитель». В нем принимали участие родители воспитанников двух подготовительных групп, а также двух 1-х классов. Проект реализовывался в течение двух лет: в 2011-2013 годах, и в текущем учебном году также находится в процессе реализации.

Цель проекта: Профилактика детской дезадаптации в школе средствами психологической службы через повышение компетентности родителей по вопросам готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи:

1. Выявить и обозначить вопросы, проблемы возникающие при подготовке в школу, которые вызывают наибольшие затруднения у родителей.

2. Разработать программу партнерства семьи и ДОУ по психопрофилактике школьной дезадаптации.

3. Мониторинг динамики уровня школьной дезадаптации.

Проект реализовывался в три этапа:

1. Исследовательский;

2. Экспериментально – практический;

3. Аналитический.

На протяжении одного этапа решалась одна из поставленных задач, в частности:

Исследовательский этап:

1. Анализ результатов диагностики адаптации к школьному обучению. Формулирование выводов.

2. Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе, обработка результатов, выводы.

Экспериментально – практический этап:

Разработка и внедрение программы для родителей воспитанников подготовительных групп «На пороге школы».

Аналитический этап:

1. Подведение итогов программы.

2. Проведение мониторинга динамики уровня школьной дезадаптации.

Следует отметить, что аналитический этап начинается в мае и продолжается в сентябре следующего учебного года, когда выпускники ДОУ, с родителями которых проводилась работа по проекту, поступают в 1 класс. Прогимназия «Интеллект»- учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому такая форма организации аналитического этапа целесообразна так как дошкольное и школьное отделение работают в тесной преемственности. А с точки зрения психологов, «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечение предпосылки к школьному обучению, то есть общую готовность ребенка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики.

I. Исследовательский этап:

Анализ анкет показал, что родители имеют определенные теоретические знания о подготовке ребенка к обучению в школе. Однако на практике продолжают придерживаться ошибочной точки зрения, которая сводится к специальной подготовке в ущерб психологической и физическому развитию детей. Поэтому столь важна педагогическая поддержка со стороны специалистов детского сада, способных помочь родителям не просто осознать значимость грамотной подготовки ребенка к школе, но и имеющих возможность «вооружить» их рядом практических умений и навыков.

Таким образом, на исследовательском этапе, по итогам анкетирования сделали следующие выводы:

1. Необходимо конкретизировать представления родителей об уровне подготовки детей к обучению в школе.

2. Наибольшие затруднения у родителей вызывают вопросы развития:

- волевых качеств личности ребенка;

- умений элементарно рассуждать, делать умозаключения;

- внимания, воображения, речи.

II. Экспериментально – практический этап:

Программа «На пороге школы» для родителей детей подготовительных групп.

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

-Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.

-Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.

-Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

-Помочь в осознании специфики возраста и соотнесении требований школы с психологическим обликом ребенка.

План мероприятий реализации программы:

№ Тема Методы, приемы Время

1 Что такое психологическая готовность к школе? Анкета “Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?” 1 занятие

2 Общий взгляд на задачи начальной школы

Мотивационная готовность Групповое обсуждение

Практикум 1занятие

1занятие

3 Три кита общения:

1. Безоценочная коммуникация Беседа

Тест “Правильно ли вы воспитываете ребенка?” 1занятие

1занятие

4 «Проблемы адаптации к школе - взгляд после…»

Моделирование игровых и проблемных ситуаций. Родительская гостиная по обмену опытом с участием родителей первоклассников.

1 занятие

5 Три кита общения:

2. Признание чувств

3. Право выбора Деловые игры

Дискуссия 2занятия

6 Интеллектуальная готовность Игры, ТЕСТ “Готов ли ребенок к школе?” 2 занятия

7 «Требования к выпускнику ДОУ по ФГТ» Мастер-класс 1 занятие

8 Подведение итогов программы, консультации Анкета 1 занятие

Планируемый результат работы по данной программе адаптации:

Ребёнок – успешная адаптация при переходе в школу, сведение к минимуму проблем дезадаптации.

Педагог – умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации.

Психолог – приведение в систему работы по данной проблеме.

Родители – осознание того, что успешная адаптация во многом зависит от родительской поддержки и понимания.

III. Аналитический этап:

С целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, проводится мониторинг, что позволяет сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Мониторинг динамики процесса школьной дезадаптации :

Дата Уровень адаптации

Высокий Средний Ниже среднего Дезадаптация

Сентябрь 2012г. 28% 45% 12% 15%

Сентябрь 2013г. 40% 37% 16% 7%

Сентябрь 2014г. 36% 44% 11% 9%

Вывод: Мониторинг уровня дезадаптации позволяет сделать вывод о том, что за период реализации проекта процент детей с дезадаптацией в 1-х классах не увеличился, что свидетельствует об эффективности мероприятий проекта. Повышение родительской компетентности в подготовительной группе ДОУ плодотворно сказывается в дальнейшем на успешность адаптации в школе.

М. А. Алборова – педагог-психолог

ГБОУ прогимназия «Интеллект» г. Владикавказ

Публикации по теме:

Дайте Детству состояться!Дайте Детству состояться! Детство - настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни; от него зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Чем больше.

Наши будни и праздникиНаши будни и праздники Развивая детский разум, Не влезайте в дебри сразу. Детства дни не торопите, Детству сказку подарите. Дайте детству наиграться, Дайте детству.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика детской дезадаптации в школе средствами психологической службы через повышение компетентности родителей.
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 15:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика детской дезадаптации в школе средствами психологической службы через повышение компетентности родителей.» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Алборова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД