Галина Пустобаева
Умение организовывать самостоятельную деятельность как основа технологической компетентности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Общее умение организовывать самостоятельную художественную деятельность включает в себя ряд простых организационных умений : определить цель деятельности; планировать и реализовывать намеченное; осуществить самоконтроль и самооценку. Формирование этих умений способствует формированию технологической компетентности детей.
Умение определить цель деятельности заключается в выборе
ребёнком вида художественной деятельности. Ведущим мотивом,
стимулирующим и регулирующим выбор, являются интересы детей.
Публикация «Умение организовывать самостоятельную деятельность как основа технологической компетентности дошкольника» размещена в разделах
Умение планировать заключается в осознании путей, средств, условий и способов действий, которые должны привести к достижению поставленной цели.
Умение практически реализовывать намеченное предполагает осуществление ребёнком плана в реальных действиях.
Умение осуществить самоконтроль. В педагогической литературе самоконтроль рассматривается как средство саморегуляции деятельности, соотнесение действий с образцом, предъявляемыми требованиями или с поставленной целью.
В исследованиях ученых отмечается, что в продуктивных видах деятельности (в том числе — художественной) важны два вида самоконтроля : процессуальный и итоговый, а для игровой, двигательной деятельности более характерен процессуальный самоконтроль.
Умение осуществлять самооценку. Умение оценить результаты своей деятельности необходимо для успешного осуществления всех её видов. А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин относили возникновение самооценки к концу дошкольного возраста, а одну из главных возможностей её возникновения видели в выделении ребёнком внутри деятельности отдельных действий и операций, на основе чего формируется оценка своих возможностей по практическому осуществлению той или иной деятельности.
Сформировать умение самостоятельно организовывать художественную деятельность – это значит :
- формировать умение планировать свою деятельность, связанное с
умением отобрать средства, предметы, необходимые для реализации
выбранного вида художественной деятельности, а также выделять этапы и
последовательность действий, приводящих к желаемому результату;
- учить осуществлять намеченное, используя свой личный опыт,
применяя разнообразные способы действий;
- приучать к самоконтролю, умению сравнивать полученный результат
с намеченной целью;
- побуждать к оценке полученных результатов, т. е. развивать
способность анализировать свою деятельность и качество продукта деятельности.
Решение этих задач способствует формированию технологической компетентности детей.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования умений, мною были сделаны выводы, что овладение умением самостоятельно организовывать художественную деятельность возможно при специально организованной педагогической работе, протекающей с учетом возрастных особенностей детей 6-го года жизни.
Научить детей самостоятельно организовывать свою художественную деятельность, возможно при следующих условиях:
- активизации интересов детей в повседневной жизни;
- актуализации их личного опыта, усвоенного как в специально
созданных условиях, так и в повседневной жизни;
- поэтапном обучении способам организации самостоятельной
художественной деятельности;
- побуждение детей к реализации умения самостоятельно организовывать художественную деятельность.
Первый этап направлен на расширение знаний и представлений детей об организационной стороне художественной деятельности, активизации интересов и актуализации личного опыта.
Второй этап - овладение организационными умениями путем выделения способов действий из общего процесса организации художественной деятельности; развитие волевых усилий.
Третий этап - расширение представлений детей о необходимости целесообразной заполненности свободного времени и побуждение детей к реализации умения самостоятельно организовывать художественную деятельность в повседневной жизни.
На всех этапах большое значение имеет создание положительной эмоциональной атмосферы.
Наиболее эффективными методами и приемами являются: использование серии картинок, послуживших моделью процесса организации разных видов художественной деятельности; дидактических игр и решения проблемных ситуаций; использование наглядности - часов, ориентирующих детей в количестве свободного времени; а также использование фольклора -пословиц и поговорок. Наиболее эффективным является метод проектов.
Более прочное овладение умением самостоятельно организовывать художественную деятельность достигается в том случае, если детей знакомят с нравственными и практическими аспектами организации деятельности. Этим открывается перспектива для использования этого умения, с одной стороны, в других видах деятельности, с другой стороны - на следующем возрастном этапе, т. е. в процессе обучения в школе.