Папки-передвижки

Патриотическое образование старших дошкольников в процессе знакомства с особенностями родного края в условиях реализации ФГОС

Ольга Отпущенникова
Патриотическое образование старших дошкольников в процессе знакомства с особенностями родного края в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

Публикация «Патриотическое образование старших дошкольников в процессе знакомства с особенностями родного края в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашей страны, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте 1. 6 говорится: «Стандарт направлен на решение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования» : «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них - познавательное развитие: формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках».

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» обращается внимание : на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, бережное отношение к природе и окружающей среде.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо.

Цель моей работы заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Организация предметно – развивающей среды.

2. Воспитание нравственно – патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России.

3. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В своей работе я использовала такие методы и приёмы патриотического воспитания :

знакомство с российской символикой;

игра-путешествие по родному посёлку и окрестностям (вместе составили карту посёлка Коашва с рисунками и фотографиями);

рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;

сбор коллекции для мини-музея «Родной край»;

рассказ воспитателя об истории посёлка, города Кировска;

этические беседы о городе, родной стране, мире;

экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;

рассматривание иллюстраций об особенностях природы родного края, России, разных стран;

знакомство с элементами национальной культуры;

обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

праздники, развлечения.

При знакомстве дошкольников с историей родного края, приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращала внимание на такие моменты:

по ходу рассказа использовала наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы, рисунки мелом на доске;

составляя рассказ, включала вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учила рассуждать.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения связанные с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В своей работе реализовала педагогический проект «Родной край». Познакомила детей с жизнью коренных народов Кольского полуострова (чтение художественной литературы; посещение библиотеки; просмотр видеофильмов о жизни коренных народов Кольского полуострова; мини-музей «Родной край»; фотовыставки с видами города, посёлка, природы в разное время года; участие в конкурсах и выставках художественного творчества детей на региональном уровне).

Используя формы и методы патриотического воспитания, дети учились видеть красоту своего родного посёлка, города, знакомились с талантом русского народа, учились любить свой родной край и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия. Итогом работы стала Игра-викторина на тему "Русь, Россия – Родина моя!", которая показала уровень полученных знаний детей о нашей стране, о нашем посёлке; о символике государства; стремление подражать героям нашей Родины; любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов.

Для того чтобы дети хорошо усвоили все, с чем их знакомят, они должны знать историю своей страны, в этом нам помогают родители, без их помощи сложно было бы работать, поэтому большую методическую работу проводила с родителями. В работе мне помогает анкетирование, из которого я узнала потребности родителей, их мнение о работе детского сада, об отношении родителей к вопросам патриотического воспитания. Сделав соответствующие выводы, использовала разнообразные методы и приемы. На родительском собрании предлагала родителям решать кроссворды на педагогические темы; как наглядность использовала открытые занятия, приглашала участвовать в календарных праздниках, в совместных мероприятиях (экскурсиях, субботниках). Подготовила консультации, беседы, наглядный демонстрационный материал, выставки рисунков детей; оформила патриотический уголок, в котором есть вся символика государства: герб, флаг, текст гимна, книги о войне, военная атрибутика, книги и альбомы о родном крае.

И конечно, эффективность работы с родителями зависит от психологического микроклимата и настроя, который налаживается в повседневном общении между воспитателем и родителями детей.

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

• Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.

• У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

• Выросло количество участников проводимых конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795

2. Лампман В. Е. «Родитель-ребенок-педагог». – Волгоград: Учитель, 2011

3. Нравственно-духовное воспитание в детском саду. /Под ред. Буре Р. С. М. ,2010. - 209с.

4. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М. : Просвещение. - 2010. - 109с.

5. ФГОС ДО утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 раздел «Общие положения» пункт 1.6

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 2, п. 2)

7. Шаламова Е. И. Патриотическое воспитание : создание развивающей среды. /Е. И. Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. - №5 – с. 26 – 32.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с историей и культурой родного края Д. С. Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему.

Обогащение словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом,.

Организация деятельности детей в процессе ознакомления с культурой родного края. Проект ПРОЕКТ Организация детской деятельности в процессе ознакомления с культурой родного края. Введение. В дошкольном возрасте начинает формироваться.

Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт.

Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края В настоящее время развитие художественно-творческой деятельности, эстетического восприятия, способностей детей являются актуальными проблемами.

Статья «Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края» “Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №126 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения».

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного краяВоспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного края В дошкольном возрасте ознакомление детей с родным краем является одним из центральных направлений этнокультурного образования. Взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое образование старших дошкольников в процессе знакомства с особенностями родного края в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 7 декабря 2015 в 19:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое образование старших дошкольников в процессе знакомства с особенностями родного края в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Отпущенникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД