Татьяна Власова
Формирование социально-личностной готовности воспитанников к началу регулярного школьного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы.
Что такое готовность к школе? В каком возрасте лучше начать
систематическое школьное обучение? По какой программе лучше обучать
ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой? Как эффективно подготовить
ребенка к школе? Как помочь начинающему школьнику, когда он столкнется с
первыми школьными трудностями?
Публикация «Формирование социально-личностной готовности воспитанников к началу регулярного школьного обучения» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эти и многие другие вопросы беспокоят родителей будущих
первоклассников. Их озабоченность понятна. Ведь оттого, насколько успешным
будет школьный старт, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его
отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие его школьной
жизни.
Эта тема является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей
истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится
более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Успехи
школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности
ребенка в дошкольные годы. Попробуем разобраться, какая подготовка детей к
школе будет эффективна в современных условиях стандартизации дошкольного
и начального общего образования.
Актуальность проблемы мы также видим в том, что Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования», (далее ФГОС ДО) направлен на решение
определенных задач, одной из которых является:
-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Соответственно, решение данной задачи невозможно без организации
психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного (в
соответствии с ФГОС ДО) развития детей.
ФГОС ДО определяет требования к условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования. В п. 3.2.1. документа
указано, что для успешной реализации программы должны быть обеспечены
следующие психолого-педагогические условия: п. п. 4 –поддержка взрослыми
положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. В п. 3.2.5. мы
выделяем следующие условия необходимые для создания социальной ситуации
развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые
предполагают установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешить
конфликтные ситуации со сверстниками;
-организацию видов деятельности, способствующих развитию детей;
-развитие умения детей работать в группе сверстников;
-взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность.
ФГОС ДО определяет требования к результатам освоения основной
образовательной программы дошкольного образования. В п. 4.6 документа
указано, что к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного
образования относятся следующие социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка:
-ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре,
общении и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
-ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности;
-ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам деятельности, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
стараться разрешать конфликты.
Следовательно, организованная нами работа по реализации программы будет
способствовать достижению детьми данных целевых ориентиров.
Выделенные нами положения ФГОС ДО подтверждают актуальность данной
проблемы.
Анализируя требования и положения ФГОС ДО мы делаем вывод о
целесообразности проведения работы по разработанной нами программе в
форме игры, так она является специфической для детей дошкольного возраста.
В разделе программы «Психологическая коррекция» нами запланированы
занятия в игровой форме. В игре дошкольники оказываются способными к
большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной
жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях
ещё «недоросли», а именно: в отношениях взаимного контроля и помощи,
подчинения, требовательности. Наличие таких качеств обеспечивают адаптацию
к новым социальным условиям.
Коллективные дидактические игры. Как показывает практика, сегодня многие
дети, поступающие в школу, не владеют в достаточной степени навыками
коллективного взаимодействия со сверстниками. Нередко можно видеть как
конфликтность, нежелание или неумение детей договориться между собой
приводят к распаду совместных занятий и игр. Преодолеть эти искажающие
личностное развитие ребенка недостатки и сдерживающие
эффективную подготовку к школе возможно, если включить его в совместную
дидактическую игру с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками в
процессе игры ставит такого ребенка перед необходимостью выслушать и понять
другого, выразить свое мнение, учесть пожелания партнеров и скоординировать
с ними свои действия.
В Федеральных государственных образовательных стандартах обучения в
школе к числу планируемых результатов освоения программы отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные
качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
личностные результаты обучения не подлежат итоговой оценке в виде
отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу.
Вместе с тем, педагог обращает внимание на то, как происходит формирование
личностных универсальных учебных действий, особенно тех, которые
представлены в ФГОС НОО, оценивает изменения, происходящие в разных
сферах личности школьника : учебно-познавательных мотивах;
взаимоотношениях со сверстниками; гражданской идентичности (отнесение себя
к семье, народу, национальности, вере); уровню рефлексивных качеств
(уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка) и другие.
Итак, основными компонентами личностной, социальной готовности к школе
являются: отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со
сверстниками, отношение ребенка к самому себе.
Сформированность основных компонентов социально-личностной
готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе является результатом социально-личностного развития ребенка в условиях семьи и
образовательного учреждения.
Социально-личностное развитие воспитанников подготовительной к школе
группы детского сада осуществляется в процессе совместной с взрослым
образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей и в
повседневной жизни. К наиболее эффективным формам работы с детьми
старшего дошкольного возраста, обеспечивающие повышение уровня
социально-личностной готовности к обучению в школе можно отнести
экскурсии (в школу, в библиотеку, на почту, коммуникативные игры,
тематические праздники.
При систематической работе с детьми по социально-личностному развитию
дошкольников осуществляется первичная и вторичная социализация,
индивидуализация старших дошкольников, формируется самооценка,
улучшается общий психологический климат в группе, укрепляются дружеские
отношения со сверстниками, изменяется эмоциональное отношение к родителям.
Рекомендованные и использованные информационные ресурсы :
1. Афонькина Ю. А., Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии. М. ,
1995.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. ,1968.
3. Вайнер М. Э. Социально – личностная готовность детей к школе в контексте
требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. - М. : Центр
педагогического образования, 2015.-96 с.
4. Вимонас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. ,1984.
5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. Психическое развитие
ребенка до поступления в школу. - 3-е изд., испр. и доп. - М. ,2000.
6. Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. -
М., 1982.
7. Гаврина С. Е. Азбука настроений: популярное пособие для детей и родителей
/ Гаврина С. Е., Топоркова Н. Л. - Ярославль: Академия развития, 1997.
8. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное
воспитание. - 1981. - № 10. - с. 61-64.
9. Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для работы с детьми 5-7 лет. –
М. : ВАКО,2004
10. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. -
М., 1988.
11. Джежелей О. Помогай-ка / Джежелей О. - М. : АО «Столетие», 1995.
12. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со
сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.
13. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические
особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы
психологии. 1986. № 5.