Лучший педагог года

Формирование социально-личностной готовности воспитанников к началу регулярного школьного обучения

Татьяна Власова
Формирование социально-личностной готовности воспитанников к началу регулярного школьного обучения

Актуальность проблемы.

Что такое готовность к школе? В каком возрасте лучше начать

систематическое школьное обучение? По какой программе лучше обучать

ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой? Как эффективно подготовить

ребенка к школе? Как помочь начинающему школьнику, когда он столкнется с

первыми школьными трудностями?

Публикация «Формирование социально-личностной готовности воспитанников к началу регулярного школьного обучения» размещена в разделах

Эти и многие другие вопросы беспокоят родителей будущих

первоклассников. Их озабоченность понятна. Ведь оттого, насколько успешным

будет школьный старт, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его

отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие его школьной

жизни.

Эта тема является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей

истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится

более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Успехи

школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности

ребенка в дошкольные годы. Попробуем разобраться, какая подготовка детей к

школе будет эффективна в современных условиях стандартизации дошкольного

и начального общего образования.

Актуальность проблемы мы также видим в том, что Федеральный

государственный образовательный стандарт дошкольного образования,

утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования», (далее ФГОС ДО) направлен на решение

определенных задач, одной из которых является:

-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития

способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта

отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Соответственно, решение данной задачи невозможно без организации

психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного

соответствии с ФГОС ДО) развития детей.

ФГОС ДО определяет требования к условиям реализации основной

образовательной программы дошкольного образования. В п. 3.2.1. документа

указано, что для успешной реализации программы должны быть обеспечены

следующие психолого-педагогические условия: п. п. 4 –поддержка взрослыми

положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и

взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. В п. 3.2.5. мы

выделяем следующие условия необходимые для создания социальной ситуации

развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые

предполагают установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешить

конфликтные ситуации со сверстниками;

-организацию видов деятельности, способствующих развитию детей;

-развитие умения детей работать в группе сверстников;

-взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам

образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную

деятельность.

ФГОС ДО определяет требования к результатам освоения основной

образовательной программы дошкольного образования. В п. 4.6 документа

указано, что к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного

образования относятся следующие социально-нормативные возрастные

характеристики возможных достижений ребенка:

-ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре,

общении и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной

деятельности;

-ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам

поведения и правилам в разных видах деятельности;

-ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным

видам деятельности, другим людям и самому себе, обладает чувством

собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и

взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать

интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам

других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя,

стараться разрешать конфликты.

Следовательно, организованная нами работа по реализации программы будет

способствовать достижению детьми данных целевых ориентиров.

Выделенные нами положения ФГОС ДО подтверждают актуальность данной

проблемы.

Анализируя требования и положения ФГОС ДО мы делаем вывод о

целесообразности проведения работы по разработанной нами программе в

форме игры, так она является специфической для детей дошкольного возраста.

В разделе программы «Психологическая коррекция» нами запланированы

занятия в игровой форме. В игре дошкольники оказываются способными к

большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной

жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях

ещё «недоросли», а именно: в отношениях взаимного контроля и помощи,

подчинения, требовательности. Наличие таких качеств обеспечивают адаптацию

к новым социальным условиям.

Коллективные дидактические игры. Как показывает практика, сегодня многие

дети, поступающие в школу, не владеют в достаточной степени навыками

коллективного взаимодействия со сверстниками. Нередко можно видеть как

конфликтность, нежелание или неумение детей договориться между собой

приводят к распаду совместных занятий и игр. Преодолеть эти искажающие

личностное развитие ребенка недостатки и сдерживающие

эффективную подготовку к школе возможно, если включить его в совместную

дидактическую игру с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками в

процессе игры ставит такого ребенка перед необходимостью выслушать и понять

другого, выразить свое мнение, учесть пожелания партнеров и скоординировать

с ними свои действия.

В Федеральных государственных образовательных стандартах обучения в

школе к числу планируемых результатов освоения программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к

саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их

индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные

качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

личностные результаты обучения не подлежат итоговой оценке в виде

отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу.

Вместе с тем, педагог обращает внимание на то, как происходит формирование

личностных универсальных учебных действий, особенно тех, которые

представлены в ФГОС НОО, оценивает изменения, происходящие в разных

сферах личности школьника : учебно-познавательных мотивах;

взаимоотношениях со сверстниками; гражданской идентичности (отнесение себя

к семье, народу, национальности, вере); уровню рефлексивных качеств

(уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка) и другие.

Итак, основными компонентами личностной, социальной готовности к школе

являются: отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со

сверстниками, отношение ребенка к самому себе.

Сформированность основных компонентов социально-личностной

готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе является результатом социально-личностного развития ребенка в условиях семьи и

образовательного учреждения.

Социально-личностное развитие воспитанников подготовительной к школе

группы детского сада осуществляется в процессе совместной с взрослым

образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей и в

повседневной жизни. К наиболее эффективным формам работы с детьми

старшего дошкольного возраста, обеспечивающие повышение уровня

социально-личностной готовности к обучению в школе можно отнести

экскурсии (в школу, в библиотеку, на почту, коммуникативные игры,

тематические праздники.

При систематической работе с детьми по социально-личностному развитию

дошкольников осуществляется первичная и вторичная социализация,

индивидуализация старших дошкольников, формируется самооценка,

улучшается общий психологический климат в группе, укрепляются дружеские

отношения со сверстниками, изменяется эмоциональное отношение к родителям.

Рекомендованные и использованные информационные ресурсы :

1. Афонькина Ю. А., Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии. М. ,

1995.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. ,1968.

3. Вайнер М. Э. Социально – личностная готовность детей к школе в контексте

требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. - М. : Центр

педагогического образования, 2015.-96 с.

4. Вимонас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. ,1984.

5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. Психическое развитие

ребенка до поступления в школу. - 3-е изд., испр. и доп. - М. ,2000.

6. Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. -

М., 1982.

7. Гаврина С. Е. Азбука настроений: популярное пособие для детей и родителей

/ Гаврина С. Е., Топоркова Н. Л. - Ярославль: Академия развития, 1997.

8. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное

воспитание. - 1981. - № 10. - с. 61-64.

9. Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для работы с детьми 5-7 лет. –

М. : ВАКО,2004

10. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. -

М., 1988.

11. Джежелей О. Помогай-ка / Джежелей О. - М. : АО «Столетие», 1995.

12. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со

сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.

13. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические

особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы

психологии. 1986. № 5.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Формирование основ финансовой грамотности у воспитанников первой младшей группы»Фотоотчет «Формирование основ финансовой грамотности у воспитанников первой младшей группы» Освоение финансовой грамотности воспитанниками приобщает их к современной жизни. В детском саду закладываются не только основы финансовой.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Длительный социально-значимый проект для школы первой ступени обучения «Оставь свой след на Земле» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района Длительный.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социально-личностной готовности воспитанников к началу регулярного школьного обучения
Опубликовано: 25 августа 2024 в 16:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социально-личностной готовности воспитанников к началу регулярного школьного обучения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Власова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 октября. День гражданской обороны МЧС России. Передвижки по безопасности

Главная задача гражданской обороны – это уберечь население во время разнообразных чрезвычайных происшествий и катаклизмов. Люди должны уметь пользоваться средствами защиты, уметь оказать помощь друг другу...

3 октября День рождения С.Есенин. Передвижка

3 октября исполняется 129 лет со дня рождения великого русского поэта — Сергея Есенина (1895), чьи стихи называют символом русской души. Поэта, воспевавшего красоту родной природы, любят читатели всех...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД