Надежда Бабурина
Формирование социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста с использованием игровой технологии
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Особенности государственной политики в области дошкольного образования, предусмотренные новой редакцией «Закона об образовании в Российской Федерации», федеральными государственными стандартами дошкольного образования потребовали от педагогов пересмотреть подходы к организации образовательного процесса. Внедрению инноваций в образовательный процесс, послужила программа развития ОУ по проблеме: «Создание условий для личностного роста участников образовательного процесса».
Её основная цель – это развитие морально-нравственного потенциала, познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Кроме того программа «От рождения до школы», по которой работают дошкольные группы, направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Всё это требует от педагогов, работающих в дошкольной группе, овладение такими педагогическими умениями, которые позволят на должном уровне создать систему условий, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства, а также социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей).
В качестве одного из главных критериев эффективности образовательного процесса в детском дошкольном учреждении развитие познавательных и коммуникативных способностей личности, воспитание участников открытого педагогического процесса с развитыми коммуникативными умениями. Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть не только коммуникативными навыками, но и коммуникативной культурой.
Обязательной частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО предусмотрено развитие детей в четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития. Для этого все виды деятельности с детьми дошкольного возраста должны быть направлены на приобретение опыта первичной ценностной ориентации и социализации. Особое место во всех четырёх образовательных областях принадлежит развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Работая над проблемой развития коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста, я выявила следующие противоречия: между реальной необходимостью развития коммуникативной компетентности дошкольников и неразработанностью в педагогической науке целостного представления о развитии коммуникативной компетентности дошкольников, когда в группе присутствуют дети нерусской национальности. Выявленное противоречие заставило задуматься в проблемном поле, связанном с развитием коммуникативной компетентности дошкольников, у которых при поступлении в дошкольную группу присутствует языковой барьер.
Моей педагогической находкой в этой связи явилась игра как средство развития коммуникативных компетентностей детей дошкольного возраста. Игра, как известно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Встаёт вопрос: почему бы не использовать её для того, чтобы путем ненавязчивости развивать у ребенка все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства.
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
При этом я уверена в том, что педагогу необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, в то же время уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. ФГОС нового поколения обеспечивают преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования.
В свою очередь преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Дошкольная ступень формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства».
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему моего исследования: «Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с использованием игровой технологии».
Актуальность данного опыта подтверждается важностью проблемы современной действительности, которая легла в основу опыта. Учёными, которые занимались проблемой ключевых компетенций, установлено, что успешное развитие ключевых компетенций начинается у детей дошкольного возраста. Данная проблема обусловлена также новым подходом к оценке качества образования, где основным результатом дошкольного образования становится – способность ребёнка к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности. При этом одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребенка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая многими исследователями признана стержневой, поскольку лежит в основе других компетенций.
Поскольку коммуникативная компетентность представляет собой совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих, где важными аспектами являются культура, речь, язык, то задача воспитателя заключается в создании эффективных условий для развития коммуникативных компетентностей. Наиболее эффективной в этой связи является организация игровой деятельности.
ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ОПЫТА
Дошкольное образование – первая ступень, обеспечивающая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. Центральное место на данной ступени занимают отношения между детьми и взрослыми, отношения с окружающим социумом. Предпосылки коммуникативной компетентности закладываются в раннем возрасте. Накопленный мною опыт в работе с детьми раннего возраста показывает, что ранняя социализация, понимаемая как процесс усвоения дошкольником образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Создание действенных условий для формирования коммуникативной компетентности является важнейшим фактором в её совершенствовании. По моему мнению, важно дать ребёнку широкий спектр средств, которые позволят получить высокие результаты.
К таким условиям следует отнести:
- создание ситуации коммуникативной успешности;
- стимулирование коммуникативной деятельности, используя проблемные ситуации;
- устранение коммуникативных трудностей;
- ориентирование на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;
- проведение коррекционной работы по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;
- мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;
- обеспечение баланса между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;
- моделирование и создание игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;
- признание семьи и социальных ситуаций, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.
Одним из важных условий для развития коммуникативных компетентностей мною была выбрано использование игровых технологий в образовательном процессе. Так как через общение и деятельность при помощи использования игровой технологии ребёнок развивается, воспитывается, познаёт мир и себя.
Игра представляет собой совместную деятельность детей, которая способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками, а также позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
НОВИЗНА ОПЫТА
Под новизной опыта автором понимается организация скоординированной совместной деятельности дошкольников и воспитателя по формированию социально-коммуникативных компетентностей с использованием игровой технологии, в результате которой дошкольники овладевают навыками общения, развивают активную мыслительную и практическую деятельность.
ДИАПОЗОН ОПЫТА
Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя, направленной на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников через использование игровой технологии.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Компетентностный подход олицетворяет в современном образовании инновационный процесс. По мнению А. В. Хуторского, доктора педагогических наук, образовательная компетенция рассматривается как совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности личности по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. В его теории в состав ключевых образовательных компетенций включены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования.
Проблема коммуникативной компетентности рассматривается специалистами в таких аспектах как: сущность и структура коммуникативной компетентности у О. А. Анисимовой, Н. Н. Богомоловой, И. В. Гришняевой, С. И. Дубова, Ю. Н. Емельянова, A.M. Еропкина, С. И. Ершовой, Т. А. Кривченко, Б. Д. Парыгина, Т. И. Шульги; специфика коммуникативной компетентности, которая отражена у А. А. Бодалева, В. И. Загвязинского, М. С. Каган, В. И. Кашницкой, И. Д. Ладанова, И. В., Макаровской, JI.A. Петровской, а также особенности формирования коммуникативной компетентности дошкольников можно найти у А. П. Вороновой, Б. М. Гриншпун, О. В. Защиринской, Т. А. Ниловой, О. С. Павловой, В. И. Селиверстовой, JI.M. Шипицыной, Н. М. Юрьевой.
Различные аспекты формирования коммуникативных умений в образовательном процессе с позиций психологии рассматривают Е. В. Коблянская, И. В. Лабутова, Р. А. Максимова; с позиций педагогики Л. А. Аухадеева, Е. Е. Боровкова, М. Е. Дашкин, Ю. Н. Емельянов, а также вопросы формирования и развития коммуникативных способностей можно прочесть в научных трудах И. А. Алексеева, В. А. Сонина, В. Н. Снеткова, Е. С. Яхонтовой, Л. В. Куликовой, формирование коммуникативных умений в процессе дидактической игры разработаны Л. Р. Мунияровой; методические приемы актуализации коммуникативных знаний и умений представлены О. А. Веселковой; рассмотрены условия формирования социальной активности детей у В. А. Ситарова; условия эффективности коммуникативного взаимодействия у Д. А. Левел, В. Г. Гуранова, В. Долохова, Н. В. Гришиной, В. Зигерт.
Однако анализ педагогических исследований показал, что в педагогической практике проблема развития коммуникативной компетентности дошкольников нерусской национальности, у которых присутствует языковой барьер (дети приходят в группу, не владея русской речью) глубоко и качественно не исследовалась.
Знакомясь с научной литературой по вопросам коммуникативной компетентности, были установлены следующие пути развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста:
- большой блок методик основан на лингводидактическом подходе к коммуникативной компетентности и большую роль уделяют речевому развитию и диалогическому общению ребенка со сверстниками и взрослыми. При этом работа может строиться в различных видах деятельности;
- Д. Н. Дубина, Ю. А. Судаплатова за основу своей работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества;
- Н. К. Ледовских и Н. А. Богданова как коммуникативный повод для общения педагога с детьми видят изобразительную деятельность. Авторы считают, что общение по поводу изобразительной деятельности — это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов;
- Г. А. Саитова, Н. Н. Кулиш, С. С. Мальцева, С. А. Мурзина предлагают очень много проектов, связанных с игрой как средством формирования коммуникативной компетентности. При этом авторы решают несколько задач: формируют монологическую и диалогическую речь, учат сотрудничеству. И это очень обосновано, ведь игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.