Журавлева Анна
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения, в дальнейшем - закрепление словоизменения в связной речи.
Публикация «Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.
Первый этап- формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
Существительные:
•дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;
•отработка беспредложных конструкций единственного числа.
Глаголы:
•согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.
Существительные:
•понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;
•закрепление беспредложных форм множественного числа.
Глаголы:
•дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;
•согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
Прилагательные:
•согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
Третий этап - закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Существительные:
•употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.
Прилагательные:
•согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее - в связной речи.
В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, используются преимущественно текст-повествование и текст-описание. Более простым для этих детей является текст-повествование, в котором представлена динамика событий. В работе над каждым видом текста на начальном этапе широко используется наглядность.
Коррекционная работа по закреплению словоизменения в связной речи должна строиться также с учетом самостоятельности планирования связных высказываний, что определяет следующую последовательность:
•пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной отработкой содержания каждой сюжетной картинки серии;
•пересказы по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания каждой сюжетной картинки;
•пересказы по сюжетной картинке с предварительной отработкой ее содержания по вопросам;
•пересказы по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;
•пересказы без опоры на сюжетную картинку;
•составление рассказа по серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой сюжетной картинки;
•составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания;
•составление рассказа по сюжетной картинке с предварительной беседой по ее содержанию;
•составление рассказа по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;
•составление рассказа на заданную тему.
Дифференциация каждой грамматической формы, особенно на начальном этапе, предполагает следующую последовательность работы.
1. Сравнение предметов, признаков, действий по картинкам, в реальной ситуации и выделение различий.
2. Выделение общего грамматического значения ряда словоформ в импрессивной речи.
3. Соотнесение выделенного значения с флексией.
4. Фонематический анализ выделенной флексии.
5. Письменное обозначение флексии (если дети знают буквы).
6. Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях.
7. Закрепление формы словоизменения в предложениях и связной речи.
единственном или множественном числе.
Например, дифференциации форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже.
1. Вначале детям предлагаются картинки с изображением одного и нескольких предметов вперемешку. Дается задание выбрать картинки, на которых нарисовано несколько предметов. Картинки распределяются в два ряда: в первом ряду - картинки с изображением одного предмета, во втором ряду - картинки с изображением нескольких предметов. Дети уточняют, чем отличаются серии картинки второго ряда (например, слоны, столы, шарфы, шкафы.) и уточняют, что эти слова обозначают несколько предметов.
2. После повторного называния детьми слов второго ряда логопед задает
вопрос: "Что слышится в конце этих слов?" или "Какой одинаковый звук слышится в конце этих слов?" (Звук ы.)
3. Сравниваются пары слов: стол - столы. Определяется их различие по семантике (стол - один предмет столы - много предметов) и по звучанию. Делается вывод: в конце слов, обозначающих много предметов, слышится звук ы (стол-ы, слон-ы и т. д.).
4-5. Звук ы соотносится с соответствующей буквой, которая выставляется около серии картинок, изображающих несколько предметов.
6-7. Детям предлагаются другие картинки, на которых изображен либо один предмет, либо несколько предметов. Учитель-логопед называет слово в единственном или множественном числе, дети показывают соответствующую картинку. Для закрепления правильной словоформы в экспрессивной речи учитель-логопед показывает картинку, а дети называют слово в единственном или множественном числе.
В дальнейшем проводятся различные игровые упражнения по закреплению формы множественного числа в словосочетаниях, предложениях, связной речи.