Виктория Демидова
Формирование словообразования глаголов у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Формирование словообразования глаголов.
Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое развитие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном периоде.
Публикация «Формирование словообразования глаголов у дошкольников» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
В связи с этим в процессе работы с детьми с речевой патологией, проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.
Основными задачами и последовательностью данного направления являются:
1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:
а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок с- (играть-сыграть, петь-спеть, есть-съесть, делать-сделать, на- (рисовать-нарисовать, колоть-наколоть, писать-написать, по- (обедать-пообедать, сеять-посеять, ужинать-поужинать, про- (читать-прочитать)
б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, во-: (застегнуть-застегивать, умыть- умывать, затолкнуть- заталкивать).
2. Дифференциация возратных и невозратных глаголов.
3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-: входит-выходит, подходит–отходит; влетает-вылетает, подлетает–отлетает; въезжает-выезжает, подплывает–отплывает; прибегает-убегает, подъезжает–отъезжает; приезжает-уезжает, закрывает–открывает.
Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов. Объяснение целесообразности систематизации дидактических игр и упражнений в соответствии с лексическими темами было дано выше.
Тема «Перелетные птицы»
1. Игра «Приставь и назови»
Логопед называет первую часть слова, которая каждый раз звучит по-разному, дети – другую часть слова, которая не изменяется.
Образуются новые слова.
Образец: у+лететь=улететь
пере+лететь=перелететь
вы+лететь=вылететь
за+лететь=залететь
об+лететь=облететь
на+лететь=налететь
с+лететь=слететь
в+лететь=влететь
Обобщение: новые слова мы образовывали с помощью приставок.
Детям предлагаются назвать приставки (это часть слова, которую произносит логопед) и заполнить слово приставка.
Наглядный материал: рисунок, на котором изображено множество положений одного предмета относительно другого (отвечая на вопросы к которому, дети могли бы использовать приставочные глаголы, например: санки, могут подъехать к горке, въехать на нее съехать с нее, объехать ее и т. д. И по теме «Зимние забавы детей»).
2. Добавить слово, обозначающее действие по картинкам:
в клетку (влетает,
из клетки (вылетает,
через дорогу (переходит,
от дерева (отходит,
к дому (подъезжает,
в стакан (наливает,
из стакана (выливает,
на дерево (влезает).
3. «Давай порассуждаем»
Мой дружок, сейчас с тобой мы немного поиграем,
Ты уже совсем большой, что ж, давай порассуждаем.
Вот дрожит на ветке лист,
Значит, он – листок дрожащий,
Вот сорвался, к нам летит,
Лист летит, он – лист летящий.
Замер, в воздухе парит, словно птица, лист парящий,
Приземлился возле нас желтый лист, уже опавший.
И шуршит, мне жалуясь, грустный лист – шуршащий.
Логопед произносит глагол, имеющий в своем звуковом составе характерный звук, издаваемый птицей, дети образовывают действительные причастия по образцу.
Образец: курица клохчет – клохчущая
утка крякает – крякающая
петух кукарекает – кукарекающий
воробей чирикает – чирикающий
голубь воркует – воркующий
журавль курлычет – курлычущий
соловей поет – поющий
филин ухает – ухающий
ворона каркает – каркающая
4. Игра «Чем больше, тем лучше»
Ребенок должен образовывать глаголы от глагола «летать» ( при помощи приставок: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-) и продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги.
5. Упражнение с текстом. Выучить с детьми данный ниже текст. Проследить за правильным употреблением глаголов с разными приставками. Уточнить значение этих глаголов. «Осенью многие птицы улетают в теплые края. Эти птицы назы-ваются перелетными. Во время перелета птицы делают остановки. Весной они опять прилетают к нам».
Затем дети должен придумать несколько предложений с этими словами.
Тема «Зима. Зимняя одежда»
Игра «Скажи наоборот»
Виталик обулся – Лена разулась
Виталик упал – Лена … (поднялась)
Виталик уехал – Лена … (приехала)
Виталик ушел – Лена … (пришла)
Виталик завязал шнурки – Лена … (развязала)
Тема «Зимние забавы. Новый год»
Зимние забавы
Зимние забавы очень хороши,
Радуются папы, мамы, малыши!
Горка ледяная, порошит снежок,
Вот съезжает с горки в санках мой дружок,
А внизу встречает папа малыша,
И идет на встречу мама не спеша.
Ну, потеху! Санки с маленьким дружком
Невзначай наехали на мягкий снежный ком,
От горы отъехали сани далеко
И опять несутся быстро и легко.
Много – много в зимний день радости и смеха
И румянит лица нам зимняя потеха.
Тема «Инструменты»
Игра «Что можно сделать»
лопатой – выкопать яму (под-, от-, за-, пере-)
ножом – перерезать веревку (от-, с-, под-, на-, про-)
Тема «Мамин день. Семья»
1. Игра «Чем отличаются слова?»’
Логопед просит детей показать на картинках, кто…
умывает – умывается
обувает – обувается
прячет – прячется
качает – качается
одевает – одевается
причесывает – причесывается
Делается вывод: слова умывается, прячется, причесывается, обувается, обозначают, что человек делает что-то сам с собой.
- Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (-ся)
С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.
2. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:
мыла – вымыла, вешает – повесила,
умывается – умылся, стирает – постирала,
рисует – нарисовал, ловит – поймала,
убирает – убрала, красит – покрасил,
догоняет – догнал, строит – построил.
Тема «Лето. Отдых».
Упражнение с текстом. Выучить с детьми данный ниже текст. Проследить за правильным употреблением глаголов с разными приставками. Уточнить значение этих глаголов.
1. Однажды Маша ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику. Дверь была открыта, она посмотрела в дверь и вошла в домик. В домике жили медведи.
2. Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь?
Ты пятнадцать раз подряд Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился И назад не воротился.
Покатился в огород, Докатился до ворот,
Подкатился под ворота, Добежал до поворота,
Там попал под колесо, Лопнул, хлопнул - вот и все.
3. Ребята собрались идти на реку купаться. Миша забежал за товарищем. Они быстро побежали по улице. Ребята скоро добежали до реки.
Затем дети должны придумать несколько предложений с этими словами.
4. «Закончи стишок».
Детям предлагается закончить предложения словами, образованными от заданного слова. Речевой материал: Всех ребят хотим собрать, в прятки будем мы (играть! Наш щенок - такой шалун, забияка и (игрун). Мой котенок шаловливый, очень ласковый, (игривый). У малышки - погремушка. Очень шумная (игрушка!
Тема «Домашние животные»
Игра «Что делает котенок»
На столе у логопеда игрушечный стул и мягкая игрушка, логопед проводит действия с котенком, каждый раз задавая вопрос. Дети отвечают.
Прыг – что сделал котенок? (спрыгнул со стула)
Прыг – что сделал котенок? (вспрыгнул на стул)
Прыг – что сделал котенок? (запрыгнул на стул)
Прыг – что сделал котенок? (подпрыгнул)
Прыг – что сделал котенок? (перепрыгнул через стул)