Дорошина Елена
Формирование словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Данные формы мышления образуют единый процесс познания ребенком реального мира.
Изначально происходит формирование наглядно-действенного мышления,
т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие, познания свойств и отношений окружающих его предметов.
В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает мыслить при помощи образов. Например, ребенок может представить себе, как должен действовать изображенный на картинке мальчик, у которого укатилась игрушка под шкаф.
Публикация «Формирование словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Словесные игры
- Темочки
А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.
Очень важно, чтобы ребенок при выполнении задания пытался самостоятельно рассуждать, чтобы найти верный ответ.
Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности.
У детей дошкольного возраста основной вид деятельности - игра.
В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности.
Отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников.
У детей с ЗПР неравномерно развиваются все виды мышления.
Наиболее выражено отставание в словесно-логическом мышлении. У большинства дошкольников с задержкой психического развития, прежде всего, отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи, выявлено снижение познавательной активности.
С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую логические задачи, упражнения, включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.
Длительность занятий составляет обычно - 15-20 минут. Не нужно нагружать ребенка, чтобы не вызвать у него негативную реакцию от занятий.
В статье предложены основные логические упражнения:
Игра «Угадай предмет по его части»
Цель: развивать логическое мышление, воображение
Описание: Педагог показывает ребенку часть (отдельный элемент) картинки, а он должен угадать и назвать предмет, изображенный на ней. Сначала можно использовать картинку-образец с пустым местом для недостающего элемента.
Игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить предложения:
• Лимон кислый, а сахар. (сладкий).
• Ты ходишь ногами, а бросаешь. (руками).
• Если стол выше стула, то стул. (ниже стола).
• Если два больше одного, то один. (меньше двух).
• Если Маша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа. (вышел позже Маши).
• Если река глубже ручейка, то ручеек. (мельче реки).
• Если сестра старше брата, то брат. (младше сестры).
• Если правая рука справа, то левая. (слева).
• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки. (женщинами).
Игра «Разложи предметы»
Цель: учить детей выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на основе общих признаков
Оборудование: набор из восьми игрушек и предметов различных по назначению, но одни- деревянные, а другие -пластмассовые: пирамидки, машинки, грибочки, елочки по две; две одинаковые коробочки
Описание: Педагог рассматривает с детьми с ребенком все игрушки и просит разложить их в две коробочки таким образом, чтобы в каждой коробке оказались игрушки - чем то похожие между собой.
Игра «Орнамент».
Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.
Оборудование: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п., вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).
Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку, оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».
Игра «Из чего сделано»
Цель: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.
Описание: педагог называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)
«Четвертый лишний»
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: волк,ворона,собака,лиса;яблоко,елка,морковь,огурец и т. д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.
Игра «Бывает -не бывает.».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: Ребенок должен представить себе ситуацию, и решить, бывает данная ситуация в жизни или нет. Например: «Мы надеваем сапоги на голову», «Мыши ловят кошку», «Мальчик купается в снегу» и т. д.
Игра «Угадайка-ка: Плывет-Тонет»
Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи и зависимости
Описание: Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие-тонут. Педагог называет попарно группу предметов: деревянная и металлическая линейки, деревянная и металлическая пуговицы, деревянный и металлический кораблики и т. д.