Бежина Кристина
Формирование словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях в ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Словарь — один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, по сколько содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе. Обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. У детей с ОНР имеются трудности в овладении словарным составом родного языка. Это обусловлено актуальностью исследования. Направленного на поиск оптимальных педагогических условий формирования словарного запаса посредством дидактических игр.
Темочки:
На основе анализа программы воспитания и обучения в детском саду, диагностических методик Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломоховой, Г. А. Волковой, И. А. Смирновой, или подобраны задания. Диагностика состоит из 8 серий заданий, направленных на изучение уровня развития словаря существительных, глаголов, прилагательных, числительных, предлогов, антонимов, синонимов, многозначных слов.
В ходе проведения исследования выяснилось, что словарь детей характеризуется маленьким объёмом, занимательным преобладанием пассивного словаря над активным, неточным употреблением слов. Было выявлено, что старшие дошкольники затрудняются в подборе имен существительных, обозначающих видовые и родовые понятия; имен прилагательных по определенному признаку; в названии синонимов, антонимов; в добавлении существительных и словосочетаний к глаголам. Испытуемые не правильно называли глагола (вместо мычит — мукает, порядковые числительные: один, второй, третий (правильно первый, второй, третий). Наблюдались ошибки при употреблении предлогов: на клетке (вместо над клеткой); под клеткой (вместо за клеткой).
Были проанализированы сборники дидактических игр. Было отмечено наличие значительного их количества в современной методике развития речи. Однако при их описании не всегда соблюдается структура дидактической игры. Наблюдается бедность игр, направленных на активизацию словаря наречий. Это показало необходимость систематизации игр для формирования словарного запаса у старших дошкольников.
В нашем исследовании были отработаны дидактические игры для работы с детьми с учетом следующих положений: они должны быть направлены на совершенствование разных пластов лексики; структура игры должна включать следующие компоненты (дидактическая задача, по необходимости игровой материал, игровое правило, игровое действие, ход игры); перечень игровых действий в играх должен быть разнообразны
В связи с тем, что дидактическая игра направлена на активизацию словаря, при ознакомлении
с окружающим, в изобразительной деятельности, в процессе чтения художественной литературы, в ходе наблюдений, экскурсий обогащали лексику детей, а потом активизировали ее в дидактических играх. Перед началом игры старались вызвать у детей интерес к ней, желание играть с помощью следующих приемов: интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. В процессе разучивания темп игры был медленный. В последующем темп увеличивался. В связи с тем, что игры имеют речевой характер, на протяжении всего эксперимента активная роль в них принадлежала воспитателю. Однако детям предоставлялась самостоятельность в выборе самой игры. Проведение игр кратковременно (5 — 10 мин). Они составляли часть занятий по развитию речи, использовались на прогулках, в повседневной жизни и т. д