Анастасия Калашникова
Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Ребенок, впервые переступивший порог детского сада, уже может говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения мыслей, впечатлений, чувств: для этого ему не хватает слов.
Актуальность темы обусловливается потребностью своевременного овладения дошкольником речью. Одно из направлений развития ребенка это развития правильной речи у детей младшего дошкольного возраста, в том числе формирования словаря.
Публикация «Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» размещена в разделах
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки детей к школе.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы воспитателями.
Одним из эффективных средств формирования словаря детей младшего дошкольного возраста выступают дидактические игры, которые направлены на развитие смысловой стороны слова.
Проблема исследования - при каких условиях формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр будет успешным?
Цель исследования – теоретическое обоснование и проверка на практике условий развития словарного запаса с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста.
Словарная работа – неотъемлемая часть занятий по развитию речи и художественной литературе. Обогащение, уточнение и активизация словаря осуществляются практически во всех видах детской деятельности: бытовой, игровой, учебной.
В словарной работе используется совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова. Наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста - дидактические игры.
Дидактические игры и упражнения как игровой метод развития словаря детей младшего дошкольного возраста рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры.
Дидактические игры и упражнения как форма обучения детей младшего дошкольного возраста содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя – учатся.
Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта, для активизации природоведческого словаря – природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы). Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.
Для формирования словаря используются дидактические игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольные печатные игры и словесные игры.
Содержание дидактических игр определяется программой под редакцией Н. Е. Вераксы "От рождения до школы", оно связано с содержанием непосредственно образовательной деятельностью и наблюдениями.
Таким образом можно сделать вывод, что эффективное развитие словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр обеспечивается реализацией следующих путей:
• подбор дидактических игр в соответствии с особенностями речевого развития детей;
• целенаправленное использование дидактических игр на речевых занятиях;
• использование дидактических игр в индивидуальной работе в утренние часы с целью уточнения и активизации словаря детей.
Дидактические игры играют большую роль в формировании словаря у детей младшего дошкольного возраста. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.
Именно в игре взрослый закрепляет и уточняет словарь детей, упражняет в составлении высказываний, развивает объяснительную речь.
Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Cписок использованных источников
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А. Г. Арушанова. – Москва : Детство Пресс, 2014. – 125 с. – Текст : непосредственный.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – Москва : Просвещение, 1981. – 256 с. – URL: http://www.pedlib.ru/Books/5/0174/index.shtml?from_page=160. – Режим доступа: Электронная библиотека Pedlib.ru. – Текст : электронный.
3. Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя детского сада. / под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – Москва : Просвещение, 1979. – 223 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-1.shtml. – Режим доступа: Электронная библиотека Pedlib.ru. – Текст : электронный.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 9-е изд., стереотип изд. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с. – Текст : непосредственный.