Айсылу Кашапова
Формирование системы представлении о времени у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кашапова Айсылу Разимовна
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад ЦР №2
«Планета детства» г. Альметьевск
Республики Татарстан
Формирование системы представление о времени у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: Представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания дошкольников в условиях дошкольной организации. Основаны возможности формирование системы представлении о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Формирование системы представлении о времени у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2018
Ключевое слово: Развитие чувство времени, представление о времени.
Старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят : «Если время есть, покажи мне его». Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Все этапы знакомства детей с временными понятиями происходят ненавязчиво, ведь в периоде подготовки к школе важно вызвать желание познавать все новое.
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени является одним из направлений познавательного (математического) развития детей дошкольного возраста, значимость которого отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В частности, в данном документе (п. 2.6) отмечается необходимость формирования у детей «первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.)» [51].
Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем складываются у них сравнительно поздно. Время не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определением времени или через чередование каких-то постоянных явлений. При этом существенным препятствием на пути становления опосредованного восприятия времени становится условный характер принятых в обществе словесных обозначений временных интервалов и отношений. В работах Л. А. Венгера, А. М. Леушиной, А. А. Люблинской, С. Д. Луцковской, Т. Д. Рихтерман, С. Л. Рубинштейна, О. А. Фунтиковой, Н. И. Чуприковой, Е. И. Щербаковой и других исследователей отмечается, что восприятие времени осложняют и его сущностные характеристики, такие как: непрерывность (любое выделение единиц времени носит условный характер, текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце, необратимость (невозможность вернуть прошедшее, одномерность (невозможность поменять местами настоящее и будущее). Вследствие этого некоторые воспитанники и к концу дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании значения слов, отражающих временные интервалы и временную последовательность.
Таким образом, процесс освоения детьми представлений о времени, опосредующих его восприятие, начинается уже в раннем детстве, однако вплоть до конца старшего дошкольного возраста многие дети испытывают затруднения в понимании значения слов, отражающих временные интервалы и временную последовательность. Дети дошкольного возраста проявляют ярко выраженное стремление сориентироваться во времени, используя общепринятые временные эталоны, опосредующие его восприятие.
Список использованной литературы
1. Архипова С. В. Формирование временных представлений у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта: дис.. канд. пед. наук: 13.00.03 - М., 2006.
2. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: Курс лекций. - М. : ВЛАДОС, 2010.- 400 с.
3. Белошистая А. В. Предшкольная математическая подготовка: цели, психологический смысл и задачи / Психология обучения. - 2010. - № 2. - С. 23-31.
4. Брофман В. В. Формирование наглядного опосредования в конструктивной деятельности старших дошкольников : автореф. дисс.. канд. психол. наук - М., 1988. - 24 с.
5. Венгер Л. А. Психология. - М. : Просвещение, 1987.
6. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) - М. : Просвещение, 1969. - 365 с.
7. Вербенец А. М. Моделирование как средство познания свойств и отношений предметов детьми среднего дошкольного возраста : на математическом содержании : дисс.. канд. пед. наук - СПб., 2015. - НКН https://www.dissercat.com/content/modeHrovanie-kak-sredstvo-pozmmya-svoistv- i-otmshenn-prcdmetov-detmi-srcdnego-doshkolm
8. Вербенец А. М. Особенности овладения элементами моделирования в среднем дошкольном возрасте - СПб. : Детство-пресс, 2014.