Валя Албул
Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста посредствам дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Цель моей работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности; формирование сенсорной культуры у детей раннего возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)
Публикация «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста посредствам дидактических игр» размещена в разделах
Задачи: Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве);
Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
Развивать познавательный интерес, любознательность, воображение, мышление;
Развивать мелкую моторику рук;
Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев
Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:
- в образовательной деятельности (включение задач сенсорного воспитания, их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет педагогу планомерно формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей, практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт);
- в повседневной жизни (происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека).
Однако этого недостаточно, важная роль должна принадлежать дидактическим играм. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой образовательной деятельности и проводятся со всеми детьми организованно; в других – дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста посредствам дидактических игр»
Большое внимание в своей деятельности я уделяю сотрудничеству с родителями. Цель моей работы с родителями: ознакомить родителей со значением сенсорного воспитания детей раннего возраста; оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка. С родителями проводились индивидуальные беседы «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации «Дидактическая игра в жизни вашего ребенка», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», родительское собрание «Учим детей играть». Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игра в жизни вашего ребенка»).
Изготовленные мною и родителями дидактические игры позволяют разнообразить методические приёмы, возможности и подходы в работе с детьми. Для развития сенсорики у детей в группе создана соответствующая развивающая среда. Оформлен сенсорный уголок, в котором представлены различные дидактические игры и пособия : «Разложи фигуры по местам», «Бусы», «Чудесный мешочек», «Пирамидки», «Матрёшки» и многие другие. А также мозаика, конструктор, шнуровка, разрезные картинки. При подборе дидактического материала обращаем внимание на чистоту цветовых тонов и их яркость.
Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены.