Елена Хажинская
Консультация «Аспекты интеграции дополнительного и дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
В работе рассматриваются варианты внутренней и внешней интеграции дошкольного и дополнительного образования. Авторы анализируют ошибки интеграции, приводят достаточно весомые аргументы создания интегративного комплекса. Ключевые слова: интеграция, дошкольное образование, дополнительное образование, интегративный комплекс.
Темочки:
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Консультации для родителей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Организации дошкольного и дополнительного образования детей являются уникальными по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, каждая организация помогает родителям и педагогам определить этот дар у ребенка, вносит свой вклад в развитие его личности. Рассматривая проблему интеграции этих двух звеньев системы образования, Бажук С. В. отмечает, что федеральные государственные стандарты дошкольного образования нацелены на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования и т. д. [1]. Интеграцию образования можно рассматривать как внутреннюю и внешнюю [7]. Внутренняя интеграция находит сво отражение непосредственно в содержании образования и определяет подход к отбору и расположению учебного материала взаимосвязанных образовательных областей ФГОС ДО и ФГОС НОО [1, 2, 3]. Услуги дополнительного образования осуществляются в дошкольной образовательной организации. Это может быть работа студий, кружков, клубов, секций, школ. Это позволяет педагогам решать задачи дифференцированного и индивидуального подхода, позволяет учесть уровень развития индивидуальных способностей детей. Педагоги дополнительного образования и воспитатели вместе на территории дошкольной организации проводят занятия, организуют досуговую деятельность и работу с родителями. Внешняя интеграция предполагает сотрудничество дошкольной организации с музыкальными, художественными школами, музеями, центрами детского творчества [2]. В результате анализа литературы, опыта работы в области интеграции работы организаций дошкольного и дополнительного образования необходимо выделить основные проблемы и ошибки: – не изучаются потребности и желания детей и родителей на услуги в области образования, искусства, спорта и т. д. ; – в дошкольных организациях нет единой базы занятости детей в дополнительном образовании; – имеют место перегрузки детей; – реализация ФГОС замыкается в стенах детского сада, где занятия дополнительного образования проходят в необорудованных помещениях;
– организация дополнительного образования в детском саду доверяется непрофессионалам; – во многих организациях не определены условия финансирования услуг по дополнительному образованию. Сегодня изменились требования общества к услугам, которые предлагают системы дошкольного и дополнительного образования. Деятельность дошкольных организаций направлена на внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей, развивающих их интеллектуальный, эмоциональный, действенно-практический потенциал. Наряду с образовательной программой в организации важное место стали занимать программы дополнительного образования дошкольников, а в организациях дополнительного образования детей увеличилось количество образовательных услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста. Инновационный характер изменений содержания и технологий в современной дошкольной организации в контексте новых целей в значительной степени может быть усилен при работе ребенка в организации дополнительного образования. Дополнительное образование на сегодняшний день не регламентируется стандартами, оно определяется социальным заказом, а его содержание расширяет возможности личностного развития ребенка за счет расширения образовательного пространства и исходя из его потребностей. Мы выделили уровни отношений между образовательными учреждениями : – добрососедский (происходит обмен основной информацией); – партнерский (учреждения находят возможность для сотрудничества в связи с отдельными общерайонными или общегородскими мероприятиями (учреждения могут рассчитывать на определенную помощь своего партнера); – интеграционный (учреждениям удается создать единое образовательное пространство). Мы считаем, что наиболее эффективный уровень сотрудничества – интеграционный [3]. В результате анализа научно-методической литературы, мы выделили два условия эффективной интеграции образовательных организаций : 1. Определение у интегрирующихся учреждений разного типа ресурсов. 2. Формирование единой программы интеграции – нормативного акта (принципы работы, планирование, защищающего интересы каждого из видов образовательных организаций. Интегрированный комплекс из организаций дошкольного и дополнительного образования с наибольшим успехом может стать тем самым центром, который необходим в реализации программ работы с детьми разного уровня развития, будет обеспечивать потребности и запросы семей на услуги по развитию дошкольников. Определяющими тенденциями развития интегрированного комплекса, с нашей точки зрения, являются: 1. Обновление содержания организаций дошкольного и дополнительного образования детей : выполнение государственного общественного заказа, обоснование значимости интегрированного комплекса как фактора и условия благополучия детей; сохранение уникальности нового образования. В результате совместной деятельности должны быть разработаны: единые системы изучения и мониторинга интересов, потребностей, склонностей детей; мониторинг запросов и удовлетворенности родителей услугами дошкольного и дополнительного образования; корректировка образовательных программ дошкольной организации и организации дополнительного образования детей. 2. В процессе работы по интеграции двух организаций должно произойти формирование благоприятных для детей образовательно-развивающих сред : – выявление и создание условий необходимых для реализации возрастной потребности в общении; – включение детей в знакомство и осознание социальных норм межличностных и межгрупповых отношений. В результате данной работы и должны быть разработаны и утверждены локальные документы о совместной деятельности, о которых мы говорили выше. Таким образом, интегрированный комплекс – новое педагогическое явление, своеобразный педагогический феномен, направленный на: – выявление, сохранение и развитие уникальности каждого дошкольника в постоянно изменяющемся социуме; – удовлетворение потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире и потребности семей, воспитывающих дошкольников; – в предоставлении образовательных услуг по формированию и развитию детей; – организацию творческой продуктивной деятельности детей; – создание и развитие пространства детского благополучия. Условия учреждения дополнительного образования детей позволяет нам обеспечить продуктивность деятельности дошкольника, что гарантируется реализацией деятельностного подхода, интеграцией учебного материала, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения, а также в его практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности. Информация, которую дают педагоги маленькому Человеку, построена на основе правила «ребенок и его окружение», и границы ее расширяются в зависимости от возраста ребенка. Ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта – игрушечного замка, машины, изготовление поделки для папы, салфетки для мамы, разучивание стихотворения или песни для бабушки. На занятии ребенок постоянно оказывается перед выбором, поиском, самостоятельным принятием решения. Разнообразная деятельность ребенка в процессе игры-исследования на легоконструировании, разучивания и исполнения музыкально-ритмических композиций «Антошка», «Пляшут наши детки», «Танец пяти настроений», участия в креативном тренинге, отгадывания загадок, инсценирования сказок, изготовления поделок из разных материалов удовлетворяет присущую ему любознательность. При всех видах работы мы используем опосредованную интеграцию и непосредственное взаимодействие с другими видами деятельности. В итоге работы получается какой-либо продукт (интеллектуальный, материальный, который должен быть представлен сообществу. Формы представления результатов деятельности дошкольников : демонстрация продукта; инсценировка-диалог литературных героев; игра с микро группой или группой; сообщение; ролевая игра; спектакль; соревнование; праздник; выставки; сказка; участие в конкурсах и др.
Список литературы:
1. Бражук С. В. Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [Текст] / С. В. Бражук // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). – Краснодар: Новация, 2015. – С. 12-15.
2. Интеграция содержания дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/79/064/14970.php.
3. Интеграция дошкольного и дополнительного образования. Сборник статей. – Челябинск, 2009. – 92 с.
4. Козлова Н. А. Некоторые подходы к интеграции дополнительного и дошкольного образования условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Н. А. Козлова // Педагогика, психология и образование : от теории к практике. Сб научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Омск: Инновационный центр развития образования и науки, 2014. – С. 79-81.
5. Козлова Н. А. Стимулирование инновационной деятельности учителя начальных классов [Текст] / Н. А. Козлова // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики / Сб. ст. по материалам I междунар. заочной науч. -практ. конф. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2015. – С. 78-82.