МААМ-картинки

Консультация «Аспекты интеграции дополнительного и дошкольного образования»

Елена Хажинская
Консультация «Аспекты интеграции дополнительного и дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

В работе рассматриваются варианты внутренней и внешней интеграции дошкольного и дополнительного образования. Авторы анализируют ошибки интеграции, приводят достаточно весомые аргументы создания интегративного комплекса. Ключевые слова: интеграция, дошкольное образование, дополнительное образование, интегративный комплекс.

Темочки:

Организации дошкольного и дополнительного образования детей являются уникальными по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, каждая организация помогает родителям и педагогам определить этот дар у ребенка, вносит свой вклад в развитие его личности. Рассматривая проблему интеграции этих двух звеньев системы образования, Бажук С. В. отмечает, что федеральные государственные стандарты дошкольного образования нацелены на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования и т. д. [1]. Интеграцию образования можно рассматривать как внутреннюю и внешнюю [7]. Внутренняя интеграция находит сво отражение непосредственно в содержании образования и определяет подход к отбору и расположению учебного материала взаимосвязанных образовательных областей ФГОС ДО и ФГОС НОО [1, 2, 3]. Услуги дополнительного образования осуществляются в дошкольной образовательной организации. Это может быть работа студий, кружков, клубов, секций, школ. Это позволяет педагогам решать задачи дифференцированного и индивидуального подхода, позволяет учесть уровень развития индивидуальных способностей детей. Педагоги дополнительного образования и воспитатели вместе на территории дошкольной организации проводят занятия, организуют досуговую деятельность и работу с родителями. Внешняя интеграция предполагает сотрудничество дошкольной организации с музыкальными, художественными школами, музеями, центрами детского творчества [2]. В результате анализа литературы, опыта работы в области интеграции работы организаций дошкольного и дополнительного образования необходимо выделить основные проблемы и ошибки: – не изучаются потребности и желания детей и родителей на услуги в области образования, искусства, спорта и т. д. ; – в дошкольных организациях нет единой базы занятости детей в дополнительном образовании; – имеют место перегрузки детей; – реализация ФГОС замыкается в стенах детского сада, где занятия дополнительного образования проходят в необорудованных помещениях;

– организация дополнительного образования в детском саду доверяется непрофессионалам; – во многих организациях не определены условия финансирования услуг по дополнительному образованию. Сегодня изменились требования общества к услугам, которые предлагают системы дошкольного и дополнительного образования. Деятельность дошкольных организаций направлена на внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей, развивающих их интеллектуальный, эмоциональный, действенно-практический потенциал. Наряду с образовательной программой в организации важное место стали занимать программы дополнительного образования дошкольников, а в организациях дополнительного образования детей увеличилось количество образовательных услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста. Инновационный характер изменений содержания и технологий в современной дошкольной организации в контексте новых целей в значительной степени может быть усилен при работе ребенка в организации дополнительного образования. Дополнительное образование на сегодняшний день не регламентируется стандартами, оно определяется социальным заказом, а его содержание расширяет возможности личностного развития ребенка за счет расширения образовательного пространства и исходя из его потребностей. Мы выделили уровни отношений между образовательными учреждениями : – добрососедский (происходит обмен основной информацией); – партнерский (учреждения находят возможность для сотрудничества в связи с отдельными общерайонными или общегородскими мероприятиями (учреждения могут рассчитывать на определенную помощь своего партнера); – интеграционный (учреждениям удается создать единое образовательное пространство). Мы считаем, что наиболее эффективный уровень сотрудничества – интеграционный [3]. В результате анализа научно-методической литературы, мы выделили два условия эффективной интеграции образовательных организаций : 1. Определение у интегрирующихся учреждений разного типа ресурсов. 2. Формирование единой программы интеграции – нормативного акта (принципы работы, планирование, защищающего интересы каждого из видов образовательных организаций. Интегрированный комплекс из организаций дошкольного и дополнительного образования с наибольшим успехом может стать тем самым центром, который необходим в реализации программ работы с детьми разного уровня развития, будет обеспечивать потребности и запросы семей на услуги по развитию дошкольников. Определяющими тенденциями развития интегрированного комплекса, с нашей точки зрения, являются: 1. Обновление содержания организаций дошкольного и дополнительного образования детей : выполнение государственного общественного заказа, обоснование значимости интегрированного комплекса как фактора и условия благополучия детей; сохранение уникальности нового образования. В результате совместной деятельности должны быть разработаны: единые системы изучения и мониторинга интересов, потребностей, склонностей детей; мониторинг запросов и удовлетворенности родителей услугами дошкольного и дополнительного образования; корректировка образовательных программ дошкольной организации и организации дополнительного образования детей. 2. В процессе работы по интеграции двух организаций должно произойти формирование благоприятных для детей образовательно-развивающих сред : – выявление и создание условий необходимых для реализации возрастной потребности в общении; – включение детей в знакомство и осознание социальных норм межличностных и межгрупповых отношений. В результате данной работы и должны быть разработаны и утверждены локальные документы о совместной деятельности, о которых мы говорили выше. Таким образом, интегрированный комплекс – новое педагогическое явление, своеобразный педагогический феномен, направленный на: – выявление, сохранение и развитие уникальности каждого дошкольника в постоянно изменяющемся социуме; – удовлетворение потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире и потребности семей, воспитывающих дошкольников; – в предоставлении образовательных услуг по формированию и развитию детей; – организацию творческой продуктивной деятельности детей; – создание и развитие пространства детского благополучия. Условия учреждения дополнительного образования детей позволяет нам обеспечить продуктивность деятельности дошкольника, что гарантируется реализацией деятельностного подхода, интеграцией учебного материала, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения, а также в его практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности. Информация, которую дают педагоги маленькому Человеку, построена на основе правила «ребенок и его окружение», и границы ее расширяются в зависимости от возраста ребенка. Ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта – игрушечного замка, машины, изготовление поделки для папы, салфетки для мамы, разучивание стихотворения или песни для бабушки. На занятии ребенок постоянно оказывается перед выбором, поиском, самостоятельным принятием решения. Разнообразная деятельность ребенка в процессе игры-исследования на легоконструировании, разучивания и исполнения музыкально-ритмических композиций «Антошка», «Пляшут наши детки», «Танец пяти настроений», участия в креативном тренинге, отгадывания загадок, инсценирования сказок, изготовления поделок из разных материалов удовлетворяет присущую ему любознательность. При всех видах работы мы используем опосредованную интеграцию и непосредственное взаимодействие с другими видами деятельности. В итоге работы получается какой-либо продукт (интеллектуальный, материальный, который должен быть представлен сообществу. Формы представления результатов деятельности дошкольников : демонстрация продукта; инсценировка-диалог литературных героев; игра с микро группой или группой; сообщение; ролевая игра; спектакль; соревнование; праздник; выставки; сказка; участие в конкурсах и др.

Список литературы:

1. Бражук С. В. Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [Текст] / С. В. Бражук // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). – Краснодар: Новация, 2015. – С. 12-15.

2. Интеграция содержания дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/79/064/14970.php.

3. Интеграция дошкольного и дополнительного образования. Сборник статей. – Челябинск, 2009. – 92 с.

4. Козлова Н. А. Некоторые подходы к интеграции дополнительного и дошкольного образования условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Н. А. Козлова // Педагогика, психология и образование : от теории к практике. Сб научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Омск: Инновационный центр развития образования и науки, 2014. – С. 79-81.

5. Козлова Н. А. Стимулирование инновационной деятельности учителя начальных классов [Текст] / Н. А. Козлова // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики / Сб. ст. по материалам I междунар. заочной науч. -практ. конф. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2015. – С. 78-82.

Публикации по теме:

Инновационные подходы к организации дополнительного музыкального образования детей старшего дошкольного возраста " Инновационные подходы к организации дополнительного музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ". На современном.

Авторская программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат» МБДОУ «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» Канского.

Программа дополнительного образования для среднего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1002» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ВАРИАТИВНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММА.

Консультация «К проблеме организации взаимодействия педагога с семьей в пространстве дополнительного образования» К проблеме организации взаимодействия педагога с семьей в пространстве дополнительного образования Данько Л. С. Ключевые слова: семья,.

Программа дополнительного образования — кружок «Клуб мастеров» для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНОЧКА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 2 Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 1 Муниципальное автономное общеобразовательное дошкольное учреждение – детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 3 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Средний дошкольный возраст Тема: «Органы чувств»(1ч.) Закрепить представление детей об.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 4 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Старший дошкольный возраст (старшая группа) Тема: «Экскурсия в детскую лабораторию»(1ч.).

Программа работы кружка дополнительного образования «Занимательная математика» с детьми дошкольного возраста Программа работы кружка дополнительного образования «Занимательная математика» с детьми дошкольного возраста Воспитатель: Буянкина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Аспекты интеграции дополнительного и дошкольного образования»
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 08:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Аспекты интеграции дополнительного и дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Хажинская (УИ 254318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД