Инна Баринова
Формирование счётных навыков у дошкольников с ЗПР посредством игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Поскольку перед дефектологом стоит задача не столько дать детям готовые знания, сколько обучить их воспринимать окружающую действительность в количественных отношениях, обогатить их опыт и дать возможность быть активными и деятельными на занятиях по ФЭМП, ведущим методом обучения стало создание игровых обучающих ситуаций, обогащение развивающей предметно-пространственной среды современными пособиями.
Поэтому на протяжении последних двух лет я углубленно работаю по теме: «Формирование счётных навыков у дошкольников с ЗПР посредством игровых технологий.». Представленный опыт является системой работы по формированию счётных навыков у воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Работая по данной теме, я поставила перед собой
Цель:
поиск наиболее эффективных путей формирования счётных навыков у детей с ЗПР.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме.
2. Разработать игровые обучающие ситуации, направленные на формирование счётных навыков.
3. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду.
4. Составить конспекты занятий по теме.
5. Внедрить в работу с детьми разнообразные методы и приёмы, направленные на формирование счётных навыков.
6. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей.
Работу начала с диагностирования детей группы и анкетирования родителей. В начале учебного года была проведена диагностика, которая выявила, что 84% детей группы не обладают навыками количественного счета, у них не сформировано понятие числа, не могут соотнести количество предметов с цифрой 63% воспитанников.
Анкетирование родителей показало, что 82% родителей считают, что навыки количественного счета должны сформироваться в школе и развивающие игры и упражнения математического характера предлагают детям только 18 % родителей от общего числа опрошенных.
Следующим этапом работы стало пополнение развивающей предметно-пространственной среды кабинета и группы. Организовала в группе уголок занимательной математики.
Уголок обеспечен наличием:
• настольно-печатных игр: «Укрась ёлочку», «Логические цепочки», «Найди и сосчитай», «Числовые домики», «Домино фигур», «Сосчитай подарки»;
• умными карточками «Учимся считать», «Изучаем цифры»;
• тренажерами графомоторных навыков: «Я учусь писать элементы цифр», «Я учусь рисовать фигуры»;
забавными мелкими игрушками;
• природным материалом (шишки, камешки, ракушки, каштаны, желуди и др.);
• бросовым материалом: пуговицами, пробками, прищепками и д. р.
• деталями конструкторов «Лего», «Строитель»;
• крупной и мелкой мозаикой;
• счетными палочками и картотекой игр для самостоятельного использования детьми;
• забавными мелкими игрушками;
• раздаточным счетным материалом по лексическим темам
• палочками Кюизенера;
• кубиками;
• головоломками;
• книгами по математике «Праздник числа», «Я ищу числа» и другие.
Составила картотеку игровых обучающих ситуаций «Считаем с гномами», «Помоги животным».
Игровые ситуации организовывались для дошкольников на всех занятиях, в индивидуальной работе, в режимных моментах, свободной деятельности.
А также разработала конспекты занятий с использованием игровой мотивации и сюрпризных моментов.
Для того, чтобы дети приобрели прочные практические навыки счета я начала использовать в работе следующие дидактические игры:
- Игры на упражнения в количественном счете («Найди столько же», «Чудесный мешочек», «Какое число рядом?» «Считай, не ошибись»).
- Игры на упражнение в порядковом счете («Матрешки», «Встань на свое место», «Очередь», «Сосчитай правильно»).
- Игры на различение порядкового и количественного счета («Которой игрушки не стало?», «Кто первый назовет?»).
- Для закрепления навыков счета использую разнообразные упражнения, например: «Покажи столько же», «Найди, столько игрушек, сколько кругов на карточке» и т. д.
- Использую арсенал игр с песком, водой.
- Использую художественную литературу (чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» и т. д.
-Знакомимся и работаем с цифрами, используя в работе различный материал: мех, крупу, ракушки, наждачную и бархатную бумагу и др.
Реализуя коррекционно-развивающие занятия использую индивидуальную форму работы, как одну из самых продуктивных для детей с ЗПР. В этом случае, выполняя общую игровую задачу одновременно с другими детьми (например, отсчитать столько же фишек, сколько предметов на карточке, ребенок выполняет индивидуальное задание, так как исходное условие (количество предметов на его карточке) у каждого участника игры будет персональным. Все выполняют единое задание с помощью одинаковых действий, но каждый выполняет эти действия на индивидуальном содержании, а поэтому получает результат, не похожий на результаты других детей. Перед ребенком встает многосоставная задача: пересчитать предметы на своей карточке, отсчитать столько же фишек, сколько предметов изображено, обозначить количество отложенных фишек соответствующей цифрой, вербализировать полученный результат.
Все разработанные пособия соответствуют принципу «от простого к сложному», они многофункциональны и могут быть использованы как с подгруппой, так и индивидуально. Используя эти пособия, дети упражнялись в счете, соотнесении числа и цифры и пр.
Применяю обучающую компьютерную игру «Веселый счет», на «Волшебном экране «Антошка 32» рассчитанную для детей 4-7 лет и представляющую собой увлекательные игры.
Работу по формированию счётных навыков проводила в тесном сотрудничестве с педагогами группы. Воспитатели с успехом применяли в совместной деятельности методические рекомендации и пособия.
Познать опытническим путем математической категории позволили упражнения с палочками Кюизенера. Для планомерной работы с учетом зоны ближайшего развития мной была составлена Картотека игр и упражнений с палочками Кюизенера.
В совместной деятельности с детьми воспитатели по рекомендации учителя-дефектолога регулярно использовали математическую логоритмику и динамические минутки.
Для педагогов группы разработала памятки по формированию навыков количественного счета, рекомендации по использованию игровых ситуаций математического содержания во время коррекционного часа. Провела мастер- класс «Учимся считать, играя», целью которого было повышение педагогической компетенции педагогов по формированию счётных навыков у воспитанников.
Работа предполагала тесное взаимодействие с семьями воспитанников.
С целью педагогического просвещения родителей и для обучения их практическим навыкам проводила мастер-классы «Счет-это легко, когда интересно», «Поход в лес», «Научи меня считать», на которых знакомила родителей с разнообразными современными приемами формирования счётных навыков в условиях семьи.
На родительских собраниях освещала вопросы необходимости регулярного выполнения заданий математического содержания и распространяла буклеты с рекомендациями. Помимо родительских собраний разъяснительную работу вела во время индивидуальных бесед и консультаций с родителями.
В уголке для родителей «Дефектолог советует» вела и регулярно обновляла рубрику «В стране Математика», где представляла вниманию родителей консультации «Развивающие игры с Lego», памятки «Забавные цифры» и др.
Диагностика детей в конце учебного года показала, что 89 % детей владеют количественным и порядковым счётом, умеют считать прямым и боратным счётом в пределах 10-ти, а также соотносят количество предметов с цифрой. Анкетирование показало, что 79% родителей стали регулярно выполнять дома вместе с детьми игры и упражнения математического содержания, используют онлайн игры в сети Интернет. Но 21% не занимаются с детьми дома, считают, что не стоит перегружать ребенка.
По итогам проведенной коррекционной работы можно утверждать, что поставленная цель достигнута, задачи решены.
Проведение систематической, планомерной, специально организованной работы по формированию счётных навыков способствует умственному развитию детей, формированию памяти, внимания, мышления, а также накоплению знаний, умений и навыков для успешного обучения в школе.
Работа по формированию счётных навыков у детей с ЗПР посредством применения разнообразных игровых ситуаций, дидактических и подвижных игр со счётом, использование пальчиковых игр и динамических пауз, математической логоритмики и других приёмов с использованием развивающих пособий доказала свою эффективность и целесообразность. В дальнейшем планирую продолжить поиск и внедрение новых методов и приёмов формирования элементарных математических представлений.