Ирина Пальцева
Формирование ритмических способностей у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы влияния ритмических способностей на формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Дается характеристика видам нарушений слогового состава слова. Также описываются возможности и эффективность использования специальных ритмических упражнений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Представлены варианты игр, приведены комментарии к их применению.
Публикация «Формирование ритмических способностей у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: ритмическая способность, ритм, слоговая структура слова, нарушение слоговой структуры слова, тяжелые нарушения речи, ритмические упражнения, визуально-ритмический ряд.
Ритмическая способность человека является одной из универсальных базовых способностей. Весь окружающий нас мир живет по законам ритма. Ритм – первоначальная форма связи человека с жизнью, временем, его здоровьем. Ритмические действия способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга. Моторный ритм влияет на становление речевых механизмов.
Ритмические реакции доминируют на ранних этапах развития речи, а затем и в слоговой структуре. Известно, что уже лепетная речь ритмически организована и служит основой для дальнейшего усвоения ребенком слов различной слоговой сложности. Это позволяет рассматривать чувство ритма как одну из основ формирования слоговой структуры слова.
Слоговая структура слова – это взаиморасположение и связь слогов в слове. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.
Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались З. Е. Агронович, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, О. Н. Усанова и др. А. Р. Лурия, А. В. Семенович, И. Т. Власенко и др. относят к предпосылкам формирования слоговой структуры слова динамические и ритмические факторы психической деятельности. Г. В. Бабина и Н. Ю. Сафонкина указывают, что у детей, испытывающих трудности в воспроизведении слов различной слоговой структуры, нарушена ритмическая организация серийных движений и действий.
Ежегодно увеличивается число детей с нарушениями речи, большинство из которых имеют системный характер. При общем недоразвитии речи нарушаются все ее компоненты : фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При сложных формах ОНР, кроме перечисленных сторон речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова.
Любая двигательная деятельность имеет ритмическую составляющую, без ритма действие распадается. Моторный ритм играет организующую роль в формировании речевых механизмов. Ритмическая способность генетически детерминирована, и если у детей с нормальным развитием она наиболее активно развивается в дошкольном детстве, то у детей с отклонениями в развитии чувство ритма изначально не становится средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения в силу имеющегося дефекта. Поэтому для таких детей нужна система коррекционно-развивающей работы, направленная на последовательное формирование ритмических способностей в различных видах деятельности.
Ритмические способности ребенка обеспечиваются деятельностью зрительного, моторного и кожно-кинестетического анализаторов. Совершенствование межаналитических связей создает основу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи.
Изменение слогового состава слова у детей с ОНР может происходить за счет:
1. Нарушения количества слогов :
элизия – сокращение слогов (молоток – моток);
итерация – опускание слогообразующей гласной (пинино – пианино);
увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (Слава – Салава).
2. Нарушения последовательности слогов в слове:
перестановка слогов в слове (деворе – дерево);
перестановка звуков соседних слогов (гебемот – бегемот).
3. Искажения структуры отдельного слога:
сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капута – капуста); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (тул – стул);
вставка согласных в слог (лимонт – лимон).
4. Антиципации:
уподобление одного слога другому (пипитан – капитан, вевесипед – велосипед, нананасы – ананасы).
5. Персеверации:
застревание на одном слоге (пананама – панама, ввалабей – воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, так как это может перерасти в заикание.
6. Контаминации:
соединение частей двух слов (холодильница – холодильник, хлебница).
В настоящее время логопеды все чаще сталкиваются с нарушением слоговой структуры. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, является основой для овладения звуко-слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением, ускоряет развитие других языковых. Поэтому важной задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма.
Для формирования ритмических способностей у детей используются специальные упражнения:
упражнения на восприятие, различение и воспроизведение простых и сложных ритмов («Хлопки», «Отстучи, как я», «Узнай ритм и запиши», «Сосчитай удары», «Молоточки», «Дождик» и др.);
упражнения на построение ритмического ряда («Повтори за мной», «Дорожки», «Найди и исправь ошибку», «Коврики» и др.);
упражнения на воспроизведение слого-ритмической структуры слова с использованием двигательных и зрительных опор («Слова-ритмы», «Длинное или короткое», «Домики» и др.).
Интересен опыт использования при работе над слоговой структурой слова приема выстраивания визуально-ритмических рядов (последовательного выкладывания предметов).
Визуально-ритмический ряд способствует :
развитию чувства ритма;
развитию слухового, зрительного и пространственного восприятия;
развитию мелкой моторики;
развитию фонематического слуха;
развитию артикуляционной моторики;
автоматизации и дифференциации нарушенных звуков;
коррекции слоговой структуры слова; запуску речи; развитию связной речи. Последовательность при выкладывании рядов может быть простая (один – один) и сложная (один – два, два – один; три – два, два – три и т. п.).
Элементарная последовательность показывает умение ребенка составлять слова первой слоговой структуры. Если ребенок сможет правильно сделать заданную последовательность, значит, он созрел для того, чтобы соединять элементарные слоги («по-ка», «Пе-тя», а также переключать внимание с одного слога на другой. После усвоения структуры 1:1 можно усложнять задания, предоставив для выполнения структуру 1:2, далее 2:1.
Составляя визуально-ритмический ряд, ребенок должен понимать, для чего он выполняет то или иное задание. Например, помоги собрать всех птиц в клетки, продолжи, сделай сам и т. п. Символические изображения, которые используются для игр, могут быть разнообразными. Картинки и предметы можно подбирать с учётом изучаемой в настоящий момент лексической темы. Необходимо развивать понимание, что каждый элемент в ряду зависит от другого так же, как слоги в слове и артикуляция каждого звука.
Примером использования визуально-ритмического ряда может быть дидактическая игра «Разноцветные дорожки».
Цель: развитие чувства ритма, формирование слоговой структуры слова, автоматизация и дифференциация звуков.
Ребенку предлагают выложить визуально-ритмический ряд (для этого можно использовать камешки, разноцветные кубиков, пуговицы, карандаши) : синий, красный, синий – продолжи ряд. Если последовательность составлена верно, нажимаем указательным пальцем на камешек. Например, синий – слог «ва», красный – «ня». «Ва-ня, ва-ня, ва-ня, ва-ня» и т. д. Можно брать и другие слоги: «па-пе», «На-та».
В начале тренировка послогового ритма отрабатывается :
на прямых слогах (ба, ма, на);
на обратных слогах (от, уп, ам);
на закрытых слогах (мак, кот, бух);
на прямых и обратных слогах с твердыми и мягкими согласными.
Все слоги необходимо произносить в замедленном темпе. На следующем этапе отрабатываются слоги со стечениями согласных в следующей последовательности:
открытые и закрытые (гна-анг, мна-амн);
с оппозиционными согласными (фты-фти, спа-зба);
цепочки слогов (вна-вно-вну);
слоги со сменой позиции согласного (мно-нмо, нку-кну).
Это далеко не полный перечень упражнений, которые можно использовать в работе над ритмом. Использование данного материала на логопедических занятиях расширит профессиональный арсенал педагогов.
Таким образом, развитие ритмических способностей является важным компонентом по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи на коррекционно-развивающих логопедических занятиях.
Список литературы
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. – СПб. : Детство-пресс, 2008. – 48 с.
2. Бабина Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи : учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. – М. : Книголюб, 2005. – 96 с. («Логопедические технологии»).
3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей / С. Е. Большакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2015. – 64 с.
4. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике / Г. В. Дедюхина. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 64 с.
5. Крупенчук О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова / О. И. Крупенчук. – СПб. : Литера, 2014. – 96 с.