МААМ-картинки

Формирование речевых навыков у слабослышащих детей (1 фото)

Екатерина Столярова
Формирование речевых навыков у слабослышащих детей
▼ Скачать

Формирование речевых навыков у слабослышащих детей

Как научить слабослышащих детей говорить, различать звуки и воспринимать окружающий мир во всем его звуковом и цветовом многообразии? Эта задача сегодня особенно остро стоит перед учителями- логопедами, дефектологами и воспитателями специализированных детских садов и всем современным обществом, так как количество детей с ограниченными возможностями, и в частности детей с кохлеарной имплантацией при сенсоневральной потере слуха, к сожалению, увеличивается по ряду причин.

Среди них можно отметить следующие:

1) Врожденная патология центральной нервной системы;

2) Экологические проблемы;

Публикация «Формирование речевых навыков у слабослышащих детей» размещена в разделах

3) Отсутствие в неспециализированных детских садах узких специалистов, в определенных рамках владеющих необходимой методикой обучения и воспитания слабослышащих детей.

Слабослышащие малыши - совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, рисовать, танцевать, веселиться и шалить. Но необученный неслышащий малыш не говорит. А ведь нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является препятствием при обучении ребенка речи. При создании определенных условий слабослышащие дети достигают высокого уровня развития речи и слуха, получают не только обязательное среднее, иногда и музыкальное образование, но и высшее и впоследствии успешно социализируются.

Речь человека неразрывно связана со слухом, и чем хуже слух, тем больше у человека будет нарушений в фонетическом, грамматическом и лексическом восприятии речи, поэтому хотелось бы обратить внимание на комплексный подход в обучении и воспитании слабослышаших детей.

Один из таких методов- арт-терапия. Шум дождя, шелест листьев, шорох бумаги - все это можно передать через звуки и краски одновременно. Ребенок рисует и произносит шипящие звуки. А ключевое слово на таких занятиях - Радость! Радость узнавания, радость понимания, радость от нарисованной красоты, допустим, осенних разноцветных листьев или зимней вьюги.

Постановка звуков у таких детишек - это, конечно, мастерство и бесконечное совершенствование учителя - логопеда. Здесь в помощь может быть подключен зондовый массаж. Зондовый массаж был запатентован в 2000 году логопедом Еленой Новиковой. Метод основан на особом массаже губ, языка, мягкого нёба, скул, щек, предплечья при помощи специальных логопедических зондов. Всего их 12, и каждый из них имеет свою функцию и используется для определенной зоны. Для того чтобы пользоваться такими зондами в работе, нужно получить специальное дополнительное образование и разрешение руководства ОУ. Но результаты этого метода обучения впечатляют.

Также необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речевых нарушений. Одним из таких средств коррекции речи является логоритмика.

В логоритмику множно внести элементы фонетической ритмики, которая разработана специально для глухих и слабослышащих детей (авторы Шматко Н. Д., Пелымская Т. В.). При использовании небольших стихов с движениями, подбирается и адаптируется речевой материал. Целью такой работы является оптимизация коррекционно-образовательного процесса посредством логопедической ритмики для повышения качества обучения слабослышащих детей.

Цели реализуются через решение следующих задач.

1) Оздоровительные: укрепление костно-мышечной системы; развитие дыхания (диафрагмально-брюшного); восстановление правильной осанки, походки; укрепление сердечно-сосудистой, эндокринной системы.

2) Образовательные: формирование двигательных умений и навыков, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов;

Воспитание таких параметров моторики, как объем движений, точность, переключаемость, длительность удерживания движений, а также координации движений.

3) Воспитательные: содействие умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию.

4) Коррекционные задачи предусматривают поэтапность логопедической работы при нарушении речи.

В группе для слабослышащих детей обучаются дети разного возраста с разным уровнем речевого развития. Занятия проходят по адаптированной образовательной программе, которая составлена на основании ФАОП.

В работе со слабослышащими детьми активно используются и другие методы и формы речевого воспитания:

1) Артикуляционная гимнастика;

2) Постановка звуков во время зондового массажа;

3) Обучение распознаванию звуков в речевом потоке;

4) Формирование связной речи;

5) Обогащение словарного запаса;

6) Обучение чтению и развитие способности понимать прочитанное; игры для запуска речи;

7) Игры для запуска речи;

8) Сказка-терапия;

9) Ароматерапия;

10) Песочная терапия;

Благодаря такой комплексному и системному подходу к формированию речи у слабослышащих детей, работа проходит более продуктивно, и тогда можно увидеть счастливые лица детей и их родителей.

Публикации по теме:

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Работая в детском доме-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевых навыков у слабослышащих детей
Опубликовано: 10 ноября 2024 в 14:44
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевых навыков у слабослышащих детей» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Столярова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД