Татьяна Рязанова
Формирование речевой активности и предпосылок социально-коммуникативной грамотности дошкольника на занятиях по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативную грамотность можно рассматривать как совокупность знаний, умений и навыков коммуникации, с помощью которых человек выстраивает эффективное общение независимо от различных обстоятельств.
Исходя из данного определения, можно сказать, что ребенок, обладающий коммуникативной грамотностью, знает правила общения и умеет их применять с учетом конкретной ситуации, владеет нормами и тактиками общения, речевым этикетом, которые эффективно использует в любой коммуникативной ситуации.
Публикация «Формирование речевой активности и предпосылок социально-коммуникативной грамотности дошкольника на занятиях по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Овладение коммуникативной грамотностью начинается с раннего детства и связано с освоением ребенком различных социальных ролей, что предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на действия окружающих людей, понимать мотивы их поведения и находить оптимальные способы общения и взаимодействия. Дети в дошкольном возрасте приобретают разнообразный социальный опыт и учатся конструктивному общению, осваивают приемы речевого этикета, такие как приветствие и прощание, приглашение и просьба, разговор по телефону и пр.
Основы коммуникативной грамотности, которые формируются у дошкольника, дают ему возможность включения в любой детский коллектив и налаживать эффективное общение. Умение взаимодействовать с людьми разного возраста, придерживающимися различных ценностей и традиций, подтверждает высокий уровень сформированности основ коммуникативной грамотности.
Таким образом, формирование основ коммуникативной грамотности является значимым механизмом социализации детей дошкольного возраста.
3. Условиями успешного развития предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста являются :
наличие положительной направленности детей на общение со сверстниками (желание субъекта вступать в контакт с окружающими, организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, разрешать ситуации конфликта);
знание детьми правил общения, действенных вариантов поведения в процессе коммуникации;
овладение умениями совместного речевого диалога;
совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности, которые создают зону ближайшего развития ребенка.
4. Методами и формами развития предпосылок коммуникативной грамотности детей дошкольного возраста в разные возрастные периоды будут являться:
младший дошкольный возраст (2–4 года) – игры-эксперименты и игры-путешествия по освоению предметного мира, сюжетно-отобразительные и сюжетные игры, коммуникативные игры и ситуации общения, простейшие поисковые и проблемные ситуации, игры с моделированием, чтение художественной литературы и театрализованные игры по их содержанию.
средний дошкольный возраст (4–5 лет) – сюжетно-ролевые и режиссерские игры, коммуникативные игры, игровые проблемные и поисковые ситуации, игры-экспериментирования и игры-путешествия, театрализованные игры, беседы воспитателя и детей с элементами игры.
старший дошкольный возраст (5–7 лет) – проблемно-игровые, проблемно-поисковые ситуации, метод проектов (детские проекты, коллекционирование, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, детское словотворчество (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми коротких стихов, например, лимериков).
В качестве одного из средств формирования предпосылок коммуникативной грамотности выступает сюжетно-ролевая игра. 5. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста, через которую он познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в ходе которой дети в условных ситуациях воссоздают ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью овладения социальными ролями и формирования навыков формального и неформального общения.
6. Для формирования предпосылок коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста можно применять следующие педагогические технологии:
Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в общении и игровом взаимодействии со сверстниками.
Технология Рылеевой Е. В. «Мы вместе! 10 игр для социализации дошкольников». Данная технология позволяет использовать в ходе образовательном процесса игры, способствующие формированию у детей среднего и старшего дошкольного возраста коммуникативных и социальных умений и навыков. Это умения включаться в коллективно-распределительную деятельность, находить партнеров для решения задач и достижения своих целей, поиска нужной (или недостающей) информации для решения поставленной задачи, правильно формулировать и задавать вопросы и отвечать на них
Программа-технология «Жизненные навыки для дошкольников» С. В. Кривцовой, В. Ю. Чал-Борю, А. А. Белевич ориентирована на развитие коммуникативных, социальных и эмоциональных компетенций старших дошкольников в игре и совместной деятельности и включает в себя комплекс занятий-путешествий в течение года. Технология предполагает организацию взаимодействия педагога с детьми старшего дошкольного возраста, направленного на изменение их эмоциональных состояний и моделей поведения с помощью таких обучающих техник, как ролевое проигрывание, моделирование, система поощрений.
Педагогические технологии эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой. Это комплекс педагогических технологий: «Клубный час», «Проблемные педагогические ситуации», «Круг рефлексии», «Ситуации Месяца», «Заключительные праздники по Ситуациям месяца», «Дети-волонтеры», «Социальные акции», «Волшебный телефон», «Развивающее общение». Каждая из технологий способствует формированию предпосылок коммуникативной грамотности, освоению норм и правил поведения в группе сверстников, знакомству с различными социальными ролями, развитию саморегуляции поведения, что, в свою очередь, ведет к осознанию своего поведения и осуществлению собственного свободного выбора. Реализация всех технологий в едином комплексе дает возможность педагогу достичь позитивного воспитательного эффекта и повысить уровень развития коммуникативных и кооперативных умений дошкольников, необходимых для установления доброжелательных межличностных отношений детей и формированию их активной жизненной позиции.
«Детский совет». Данная педагогическая технология содействует объединению детей и взрослых вокруг совместных дел и событий. Данная педагогическая технология дает возможность каждому ребенку проявить себя, стать инициатором и соучастником образовательного процесса, т. е. иметь возможность выражать свое мнение при обсуждении значимых вопросов, внести свой вклад в совместную работу. Технология «Детский совет» решает такие задачи социально-коммуникативной направленности, как создание положительного эмоционального настроя на предстоящий день, реализация возможности межличностного, познавательного и делового общения, развитие эмпатии, умения выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события и делиться ими со сверстниками, аргументированно высказывать свою точку зрения, договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности при выполнении тех или иных дел, входе игрового общения. «Детский совет» проводится 2 раза в день (утром – в начале образовательной деятельности и вечером – в завершении ее, по длительности от 5 до 20 минут в зависимости от возраста и ситуации, количества обсуждаемых вопросов.
Представленные выше методы и технологии могут стать для педагогов ДОО эффективным профессиональным инструментом формирования предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста при условии их глубокого изучения и включения в систему педагогической работы.
7. Для успешной социализации ребенка в социуме большую роль играет хорошо развитая речь.
В дошкольном возрасте ребенок переживает очень важный этап своего развития – освоение родного языка. Именно в этом возрасте происходит формирование речи. Взрослые, родители и воспитатели, должны оказать помощь малышу в этот непростой для ребенка период. Очень важно правильно организованное общение и систематические занятия по развитию речи. Это поможет ребенку не просто заговорить, но и компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.
8. Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни ребенка.
Речевое развитие детей должно планироваться во всех видах деятельности ребенка. Начиная с утреннего приема детей в приемной. В течение всего дня режимные моменты сопровождаются речью (подготовка к приему пищи, сбор на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение и т. д.). Следует тщательно следить за тем, чтобы речь педагога была эмоционально окрашенной, выразительной и грамотной. При формировании навыков самообслуживания в работе с детьми раннего возраста используются малые формы фольклора, литературные произведения, а также стишки, песенки (например, ознакомление с правилами поведения за столом) - это помогает малышам не только усвоить посильные самостоятельные действия, запоминая, повторяя и проговаривая, - обогащается словарный запас ребенка новыми словами, оборотами, выражениями, развивается память, воображение и совершенствуется разговорная речь.
В раннем дошкольном возрасте очень важно проговаривать действия с ребенком (например, умывание: "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал"
В развитии речи ребенка можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка.
Очень важно уделить внимание к освоению понимание речи, очень часто встречается такое, что ребенок слушает взрослого, но не слышит его.
9. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания (рассказать про дыхательную гимнастику) 10,11,12,13
и развитию артикуляционного аппарата (рассказать).
Особое внимание важно уделить развитию мелкой моторики, для этого используется мозаика разного вида, различные шнуровки. Одной из интересных методик являются игры с крупой, бусами, сушеными ягодами, орехами. Большим успехом у малышей пользуются занятия с водой и песком, которые помимо функций развития мелкой моторики, развивают речь, память, мышление, внимание.
Работа по развитию понимания речи предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует. Например, предметный словарь : игрушки ("мячик", "кубик", "машинка" и т. д., части тела ("ноги", "руки", "голова", "глаза" и т. д., одежда и обувь ("шапка", "шарф", "куртка" и т. д.,
Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи.
Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы "самолеты", летим и гудим "У-у-у!"; или ходим по комнате и "крутим руль" - мы "машины", едем и сигналим "Би-би!"; изображаем игру на дудочке — "Ду-ду-ду!"; или укладываем куклу спать и поем ей песенку "Баю-бай!".
Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:
- Гуси, гуси? (. Га-га-га)
- Есть хотите? (. Да,да,да)
Конечно, работу по развитию связной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок. (рассказать про технологию Воскобовича, речевая карта, Чудо дерево, волшебный круг. И др. методическое пособие….
Если выполнять эти несложные упражнения, проводить игры систематически, непрерывно общаться с ребенком, следить за своей собственной речью, то результаты работы обязательно будут видны, пусть даже не сразу.