Лапшова галина
Формирование речевого самоконтроля У Детей с Нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь- это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов, в окружении которых ребенок растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Наблюдая за речью детей в процессе коррекционного обучения, можно увидеть, что они стараются говорить правильно только когда их контролируют педагоги и родители. В случае ослабления или отсутствия контроля, произношение становится небрежным, малопонятным. Кроме того, низкий уровень сформированности навыка самоконтроля за речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных навыков, к распаду нестойких произносительных стереотипов, множественным дефектам просодической стороны речи. Инертность нервных процессов проявляется у детей в упорном шаблонном воспроизведении наиболее упрочненных старых связей, в трудностях переключения на новые. В результате неправильное произношение сохраняется, даже когда изолированно звуки произносятся верно. Поэтому возникает необходимость постоянно заниматься коррекцией одних и тех же звуков.
Публикация «Формирование речевого самоконтроля У Детей с Нарушениями речи» размещена в разделах
Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов: развитие моторики речевого аппарата, отработка правильного произношения звуков, автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.
Работа по формированию речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи в процессе их логопедической реабилитации состоит из трех этапов.
Подготовительный этап направлен на развитие модально специфических видов внимания и самоконтроля на основе активизации межполушарного взаимодействия. Особое значение придается развитию зрительного внимания детей дошкольного возраста. Зрительный анализатор одним из первых начинает активно функционировать и создает основу для развития речевых реакций ребенка, т. е. формируется механизм координации зрительного, кинестетического и слухового анализаторов. Поэтому стимуляция зрительного восприятия и внимания создает основу для формирования более сложных видов самоконтроля.
Для большинства детей с нарушениями речи ведущий канал восприятия окружающего мира — зрительный, что еще раз подчеркивает необходимость включения в систему работы приемов и методов активизации зрительного анализатора.
Применение системы активных, творческих заданий и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия, способствует формированию у детей начальной положительной мотивации к логопедической коррекции — важнейшему условию реализации любой деятельности. На занятиях следует использовать такие задания и упражнения:
— кратковременную повторяющуюся демонстрацию ярких зрительных образов (отдельных геометрических фигур основных цветов, узоров, отдельных предметных картинок, их серии) и их нахождение среди предложенных методом непосредственного зрительного соотнесения и по памяти, называние демонстрируемых изображений;
— выделение изображения среди множества различных по цвету, форме, размеру, стилистике, контурных и пунктирных изображений, на зашумленной картинке;
— составление композиций на основе непосредственного зрительного соотнесения и по памяти;
— определение сходств и различий в изображениях;
— элементов картинки на основе зрительного соотнесения с шаблонами;
— недостающих или ошибочных элементов изображения;
— лишнего или отсутствующего изображения в предложенном ряде;
— зрительный диктант.
Следующее направление коррекционно-педагогической деятельности подготовительного периода включает развитие слухомоторной координации и тренировку в ориентации звука в пространстве, совершенствование функций неречевого слухового гнозиса, формирование акустико-кинестетического восприятия и воспроизведения звуковых и графических ритмов, развитие речевого внимания на основе лексических игр и расширение объема слухоречевой памяти.
Кинестетический контроль осуществляется в процессе произнесения речевого высказывания одновременно с движением артикуляционных органов. По мере произнесения он подкрепляется слуховым контролем. Четкие кинестетические раздражения помогают ребенку правильно воспроизводить звуковую последовательность слова, замечать и исправлять ошибки произношения. У детей с нарушениями речевого развития возникает необходимость целенаправленной работы по растормаживанию моторных функций (воспроизведение последовательности из трех-шести движений сопряженно, отраженно и по словесной инструкции, активизации процессов различения, запоминания и воспроизведения последовательностей действий с опорой на моделирование деятельности (игры на выполнение многошаговых инструкций по опорным символам, словесной инструкции, дифференциации и кинестетическому анализу состояния напряжения и расслабления в общей и мелкой моторике (кинезиологические упражнения, развитию кинестетического восприятия и анализа в мелкой пальчиковой, мимической и артикуляционной моторике в условиях предпороговых нагрузок (упражнения с дополнительной нагрузкой — резинкой, сжатием кистей рук в кулаки (кроме детей с повышенным мышечным тонусом, гантелями, удержанием пальчиковой позы).
Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
• упражнение "Часики” - сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
• "Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
• "Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
• упражнение "Часики” - сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
• "Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
• "Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
Статистические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
• "Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
• "Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
• "Жало”, "Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
Данные задания должны органично включаться в систему логопедического занятия и использоваться для решения поставленных коррекционно -речевых задач.
Главная задача первого этапа коррекционной работы — формирование предваряющего вида контроля. Рассмотрим методы ее реализации.
1. Метод интонационной стимуляции самоконтроля, при котором содержание каждой произносимой фразы обозначается рисунком или схемой, интонируемыми сначала сопряженно, а затем — отраженно и самостоятельно. Последовательность произнесения интонированных фраз должна соответствовать последовательности графических изображений, порядок которых периодически изменяется.
2 Метод ориентирован на формирование самоконтроля на уровне слога. Ребенок воспроизводит заданное слово с равноразмерным слоговым ритмом сопряжено, отраженно и самостоятельно, сопровождая проговаривание отхлопыванием. Ритмослоговая структура каждого слова обозначается схематически. При изменении последовательности схем необходимо изменить последовательность произносимых слов.
3. Метод кинестетического анализа, активизирующий самоконтроль на фонематическом уровне, ориентированный на организацию двигательной активности и уточнение состава сложных движений, требующих координированной работы разных групп мышц. Данный вид работы обычно проводится в комплексе с формированием у детей функций фонематического восприятия. Необходимое условие применения данного метода — вербализация положений и направлений действий при помощи констатирующей и планирующей речи сначала с опорой на зрительное и слуховое восприятие (самостоятельное проговаривание звуков перед зеркалом, затем только с опорой на слуховое восприятие (проговаривание, но без зеркала, а потом выполнение в умственном плане (анализируется беззвучная артикуляция логопеда).
4. Метод звукобуквенного анализа, позволяющий формировать координацию в работе слухоречевого и двигательно-кинестетического анализаторов в процессе самоконтроля произношения, а также развивать так называемую «фонетическую зоркость», при которой опознается место автоматизируемой языковой или речевой единицы.
Второй этап развития самоконтроля — формирование текущего контроля — направлен на активизацию функций различения, запоминания и воспроизведения последовательностей действий в процессе поэтапного усложнения деятельности. Он включает:
• называние демонстрируемых действий;
• выполнение серий общих и пальчиковых движений с вербализацией последовательности действий (используются статические позы и динамические серии движений;
• выполнение серийно-организованных артикуляционных движений с одновременным определением схемы выполняемых действий;
• анализ состава лексического ряда или фразы с опорой на зрительный ряд и графическую схему.
Третий этап — формирование результирующего контроля — завершает процесс развития функций самоконтроля и саморегуляции. Он включает:
• воспроизведение узора по памяти с последующей проверкой, сравнением с образцом;
• нахождение ошибок и повторное воспроизведение узора;
• называние последовательности выполненных движений в общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторике;
• называние положения органов артикуляции после выполнения статической позы (последовательно анализируется положение губ, челюсти, языка, выдоха, работы голосовых складок);
• сравнение состава и последовательности произнесенного словесного ряда со зрительным рядом.
• сравнение состава произнесенной фразы с ее графической схемой.
Таким образом, поэтапное формирование функций самоконтроля способствует повышению потенциала автоматизации и закреплению сформированных умений и навыков в различных ситуациях речевого общения.