Никифорова Наталия
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира как средство познавательного и речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
В одном из словарей (Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М. : Норинт, 1997) окружающий мир характеризуют как «среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир». Эта характеристика верно подчеркивает тот факт, что окружающий нас мир включает не только природную среду (растения, деревья и пр., но и искусственную среду, созданную волей человека (здания, сооружения и пр.). Дошкольный возраст ребенка – это самый ответственный этап, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о взаимоотношениях и связях между предметами, способность выражать и знания и отношение к окружающему миру в речи.
Публикация «Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира как средство познавательного и речевого развития детей» размещена в разделах
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира является важным компонентом развития детей. Очень важно чтобы дети с самого детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих предметах и явлениях. Ведь благодаря этому ребенок становится личностью и это означает, что он способен понимать окружающий мир и адаптироваться в мире, в котором ему предстоит жить.
Для детей формирование представлений об объектах окружающего мира и расширение кругозора происходит через знакомство с окружением по принципу от простого к сложному. Важно правильно подобрать нужные объекты среды - предметно-пространственной, речевой, социально-коммуникативной.
В ДОО дошкольников знакомят с природой, с изменениями в природе в разное время года, с природными явлениями. На основе этих знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание природы, любознательность, умение наблюдать, эстетически относиться ко всему живому, а также бережное отношение к окружающему миру. Эти качества перерастают в лучшие черты характера, такие, как патриотизм, гуманность, уважение труда взрослых и трудолюбие.
Формирование первичных представлений обеспечивает очередь познавательное и речевое развитие дошкольников, так как познание не может происходить вне речи. Познавательная деятельность предусматривает самостоятельный поиск знаний или под руководством взрослого в процессе сотрудничества. Малыш знакомится с формой, цветом, размером, материалом, ритмом, числом, пространством и временем и т. д., осваивает языковые средства выражения информации.
Представление об окружающим мире формируются в процессе постоянных наблюдений, во время которых взрослый обращает внимание на внешние отличительные особенности объектов и явлений, взаимодействие его с другими объектами. На прогулках дети наблюдают с воспитателями за птицами, животными, растениями и природными явлениями.
Процесс формирования первичных представлений об окружающем мире побуждает детей к познавательным действиям, создает потребность в выражению результатов этих действий в речи, в установлении коммуникаций, и потому является средством познавательного и речевого развития.