екатерина машошина
Формирование речевого развития у дошкольников в нравственно-патриотическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование речевого развития у дошкольников в нравственно-патриотическом воспитании
Актуальность
Исследование речевого развития дошкольника на сегодня очевидна : количество воспитанников дошкольных учреждений с различными речевыми нарушениями возрастает, чаще всего встречаются комплексные нарушения, требующие длительной работы с детьми.
Публикация «Формирование речевого развития у дошкольников в нравственно-патриотическом воспитании» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте проблема развития речи актуализируется в наибольшей степени, это связано с предстоящим переходом к систематическому обучению в школе. И от того, насколько будет развита речь ребенка, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Следует помнить об интеграции в развитии речи с другими образовательными областями. Именно поэтому в данной работе я предлагаю формировать речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста посредством нравственно-патриотическом воспитании.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено «биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретённый
фактор, который закладывается педагогом.
Современная образовательная реальность требует интегрированного подхода.
Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в других режимных моментах.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию я использую следующие методы:
Словесный: беседы, рассказы воспитателя, составление рассказов, разучивание стихотворений, пословиц, чтение художественной литературы;
Наглядный: рассматривания фотографий, книжных иллюстраций, репродукции картин, схем, презентаций, фильмов, прослушивание музыкальных произведений, наблюдения;
Практический: оформление альбомов, выставки, викторины, праздники, соревнования, изготовление с детьми наглядные пособия;
Игровой: дидактические игры, настольно-печатные игры, игры – инсценировки и т. д.
В своей педагогической работе больше внимания я уделяю, дидактической игре и благодаря ее использованию, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной игровой форме для детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей к игре.
В качестве помощи может послужить составленная картотека с дидактическими играми. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог и даже родители.
Эти игры познакомят детей с государственными праздниками нашей страны, с историей их возникновения и атрибутами. Игра расширит кругозор и словарный запас детей, разовьёт внимание, память и умение общаться.
(«Лото», «Угадай праздник», «Кто вперёд», «Собери картинку», «Наша Родина», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Узнай герб нашей страны», «Прогулка по городу», «Профессии», «Что к чему», «Расскажи-ка», «Ассорти-лото», «Лото-угадайка», «Запоминай-ка», «Собери пословицы», «Путешествие по России» и т. д.
При знакомстве дошкольника с историей города и родной страны, мы много беседуем. Рассказывая, дети опираются на подготовленный наглядный материал.
Интеграцию образовательных областей, осуществляю на основе проектной деятельности и наглядности. Это такие проекты как – «Расскажи про свой город», «Мы - орловцы!», семейный проект «Помним, гордимся!», «Я и мое имя», «Моя родословная», «Герб моей семьи».
Реализуя каждый мини-проект, развиваем речь и обогащаем словарь дошкольника, т. к. каждый проект содержит как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, составление описательного рассказа, дидактические игры и решение грамматических задач. Это необходимо, чтобы реализовать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их рассуждать.
Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, следует доступно им объяснить их значение.
Рассказывая о каких-то событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном детстве детям не доступна хронология. Но чтобы детям было понятно, что излагаемые события проходили давно, употребляю такие выражения: «Это было очень-очень давно» или «Это было тогда, когда ваши папы или мамы были маленькими».
Большая работа проходит в книжном уголке, куда помещаю иллюстрации, различные альбомы, книги о городе, стране. Рассматривать их дети могут самостоятельно, так и с воспитателем.
Для речевого развития так же приобщаю детей к культуре чтения художественной литературы. У каждого народа свои сказки, и все они передаются от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др.
Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки, заклички, дразнилки, загадки, в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, былинами.
Осуществление нравственно-патриотического воспитания решет задачи – обогащения словарного запаса по формированию грамматического строя речи. В речи детей появилось много новых слов, таких так: государственный гимн, флаг, символы, государство, могущество, двуглавый орёл, скипетр, держава, патриот, столица, президент, семья, и другие. Вместе с развитием речи формируется навыки умственного труда: умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, стараюсь обогатить его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.
Развитие речи в процессе нравственно-патриотическом воспитании, происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой и художественной деятельности, во время прогулки. Во вех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний и понимания нравственности и патриотизма. Происходит совершенствование формы выражения мыслей : обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.
Деловая игра с педагогами
1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:
– «Печка, печка, спрячь меня!»
– «Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
– «Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!»
– «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная?»
– «Служил я тебе много, Иван-царевич – сказал серый волк, - сослужу и эту службу…»
– «Постой, косой, вот как выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя трясти, только клочья по ветру полетят!»
– «Свет мой, зеркальце, скажи…»
– «Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся».
2. К какому виду речевого творчества это относится
– «Без воды друга не узнаешь»
– «На дворе трава – на траве дрова»
– «Ехала деревня мимо мужика,
вдруг из-под собаки лают ворота»
– «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха,
а петух заржал, на базар побежал»
– «Жил-был в некотором царстве, в некотором государстве…»
– «Раз-два-три-четыре-пять,
Вышел зайчик погулять;
Вдруг охотник прибегает,
Из ружья в него стреляет…
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой!
– «Как сказал-то Илья, да со добра коня,
Припадал – то он ко матушке сырой земле…»
– «Мягкие лапки, а в лапках – цап – царапки».
3. Закончи пословицу:
– «Без труда…»
– «Слово – не воробей…»
– «Семеро одного…»
– «Делу время…»
– «Не красна изба углами…»